В Кургане начали рассмотрение уголовного дела в отношении бывшего директора салона красоты «Лаура» Алексея Макарова. По версии следствия, обвиняемый с января 2014 года по август 2016 года через персонал салона красоты похитил денежные средства 155 жителей города Кургана и области на общую сумму более 9,5 миллиона рублей, сообщала пресс-служба прокуратуры региона. Процесс обещает быть долгим — всех потерпевших предстоит допросить, хотя история каждой женщины практически идентична другим: пришла на бесплатную процедуру, а ушла с кредитом и чемоданом израильской косметики. Подробности дела в материале 45.RU.
После двух с половиной лет расследования уголовного дела о мошенничестве прокуратура передала в курганский городской суд обвинительное заключение в отношении бывшего директора салона красоты «Лаура», который работал по улице Советской, 155, в суд. Дело составило 81 том, и потерпевшими проходят 155 человек — столько женщин воспользовались услугами центра красоты.
Перед началом заседания на входе в городской суд выстроилась целая очередь. Многие потерпевшие здороваются — они давно знакомы друг с другом, ходили вместе на митинг, потом встречались в суде, где пытались взыскать ещё с ООО «Лаура» стоимость купленной косметики. И вот 28 человек встречаются вновь в зале суда, куда со своим адвокатом Алексеем Колеговым входит и обвиняемый Алексей Макаров. Чтобы усадить всех потерпевших, приставы заносят ещё пару скамеек — в зале становится душно и шумно. Женщины просят корреспондента 45.RU не фотографировать их: «И так уже ославились!»
Одна из потерпевших — пенсионерка Мария до начала заседания рассказывает свою историю, другие женщины лишь изредка поддакивают: «И меня так же, и мне то же самое говорили!»
— Вот так же в 2016 году накануне Восьмого марта мне звонок: «Вам подарок передала подруга из Израиля». Позвали в салон, приятная девочка начала делать массаж, мне так понравилось! А потом говорит: «Быстрее бегите, ваш подарок в соседнем кабинете». Мне выдали бумаги: «Расписывайтесь!» Я ничего не читала, ничего там непонятно. Последний оператор дал такую красивую коробку и спросил, увезти ли меня на такси. Покупка заняла несколько минут, а когда я сама добралась до дома, открыла пакет, папку с документами — я ужаснулась! — рассказывает пенсионерка.
Документы, которые она подписала не глядя, оказались кредитным договором на два года с ежемесячным платежом в 2704 рубля. Вместе с ним — расписание процедур и коробка с косметикой.
— Я даже коробку не открывала, схватила и пулей в офис. Я хотела всё вернуть, у меня денег нет, у меня её не взяли. Вместо этого меня увели на процедуру. Позже я писала претензию, но у меня её тоже не приняли, — продолжает пенсионерка. В итоге женщина до закрытия салона ходила на процедуры и послушно платила кредит в 70 тысяч рублей.
Алексей Макаров в этом время спокоен и больше общается с защитником. После начала заседания около получаса суд устанавливает личности всех потерпевших. В процессе две женщины просят приобщить к делу гражданский иск о возмещении материального ущерба — они уже выиграли суд у ООО «Лаура», однако взыскать свои деньги не смогли и решили переадресовать требования бывшему директору. Ещё трое хотят получить возмещение морального вреда в размере 100 тысяч рублей всё от того же Макарова. На каждое такое требование защитник бывшего директора возражает, но бумаги принимают к рассмотрению.
— После гражданского дела потерпевшей уже была присуждена компенсация. Второй раз не положено же? — заявляет Колегов.
— Дак они (ООО «Лаура». — Прим. ред.) же потерялись сразу, их же нет! — выступает одна из потерпевших, и остальные 27 человек почти хором поддерживают её.
Более часа требуется прокурору Евгению Доставалову, чтобы зачитать обвинение. В нём перечисляются примерные даты, когда все 155 женщин были приглашены в салон и когда с каждой из них был заключён кредитный договор на суммы от 37 тысяч до 176 тысяч рублей в одном из банков: «ОТП», «Альфа-банк», «Восточный экспресс банк» и «Ренессанс» (при этом сотрудники банков не знали о преступной деятельности обвиняемого).
По версии следствия, Макаров вместе со знакомым Сергеем Сбродовым, который не был посвящён в преступный умысел, учредил ООО: «Промвест», «Резерв» и «Лаура». Вид деятельности — торговля косметикой. Он оборудовал офис на улице Советской, заключил договоры с фирмами «Дешели» и «Солимер» на использование товарного знака и начал поставлять косметику с ноября 2012 года по август 2016 года. В салон красоты женщин приглашали по телефону.
— На потерпевших оказывалось постоянное психологическое воздействие: на первом этапе для расположение клиента к сотрудникам они использовали одежду, похожую на форму медработника, и бейджи — их воспринимали как сотрудников с медицинским образованием. Они выявляли недостатки и признаки заболеваний и советовали купить абонемент на процедуры. <...> Макаров использовал методы психологического воздействия, манипуляций сознанием и волей <...>, умалчивал о предмете деловых отношений и продукции низкого качества, не отвечающей требованиям, предъявляемым к товарам данной категории, — зачитал прокурор.
При этом, по версии следствия, ни Сбродов, ни сотрудники центра красоты, ни работники банков не подозревали о намерениях Алексея Макарова. За время чтения обвинения одной из женщин стало не по себе, и она вышла, пенсионерка у двери и вовсе не захотела больше участвовать в заседаниях.
— Давайте уже закончим! — взмолилась ещё одна потерпевшая.
— Немного уже осталось, потерпите, — уговорили её остальные.
На часовую тираду прокурора обвиняемый коротко ответил, что не признаёт вину. Его защитник добавил, что хищения средств совершено не было, ведь каждая женщина получала взамен дорогую косметику. Действия Макарова не могут быть противоправными, так как он выполнял уставные цели ООО, а звонки с предложениями прийти в салон — это не психологическое воздействие, а обыкновенный маркетинг.
— Это продвижение продукта и услуги с выгодой для организации, это, ваша честь, маркетинг. Этим пользуются все торговые организации. Если даже предположить, что эти действия имеют хоть какую-то противоправную направленность, то действия можно квалифицировать как принуждение к сделке. Но это не мошенничество, — парировал Колегов.
Он также отметил, что некоторые категории косметологов не обязаны иметь медицинское образование, а в салоне «Лаура» профессионалы и не требовались, Макаров не манипулировал волей и не осуществлял другие методы психологического воздействия — «эти методы не имеют юридической основы».
Судье пришлось назначить сразу 11 заседаний до конца апреля — с утра и до вечера в каждый из дней стороны попытаются выслушать всех потерпевших и задать им вопросы. Следующее заседание состоится 14 марта.
Алена Кононова