— Обычно художники скидывают эскизы, мы подбираем здание, где он бы смотрелся лучше, потом приходим к результату вместе с архитектурой города. В этом году у нас рисуют Миша Лозарет на Бурова-Петрова, Влад Красонов на Коли Мяготина, Паша Молотов в Сквере милосердия, Влад Тахтаулов на Мяготина, 146 и только один иногородний. Данил Козик и Алена Федькович из Костаная работают на Мяготина, 90, — руководитель «Абстракта» Александр Казанцев перечисляет, кто и где заканчивает рисунки на зданиях в Кургане. Ему с журналистами предстоит объехать все эти объекты.
Городской фестиваль стрит-арта в Кургане начали проводить в 2020 году. Сначала художники брались за маленькие работы: стены гаражей, трансформаторные будки, потом брали выше — теплопункты и территории предприятий, сейчас перешли на муралы — роспись стен жилых домов. Самый большой из четырех на пятиэтажке в районе перекрестка Мяготина и Красина заканчивает семья — Данил Козик и Алена Федькович.
Данил из Казахстана. Он рассказал, что эта работа — его воспоминания из детства, когда они с отцом катались на велосипедах и смотрели на кукурузники, которые приземлялись на поле. Основу для эскиза детской мечты создавала нейросеть, но она только помогает, а не замещает художника, уверяет Данил.
— Нейросеть всё равно иногда неправильно понимает. У этого эскиза было лишнее ухо! Пришлось дорабатывать и исправлять, но я ей очень подробно прописал задание, — рассказал художник.
Хоть они и работают вместе с женой, обязанности распределены в тандеме четко: детали прорабатывает он, она помогает заполнить фон. Композицию адаптировали под площадь рисунка и взгляд из любой точки, разметку эскиза делали с помощью проектора.
— Было сложно в первый день, потому что мы фон валиками закрашивали, сейчас уже легче. В основном прохожие работу хвалят, но вот когда разметку делали ночью с помощью проектора, мужчина на пятом этаже спросил, что происходит, бдительный. Один раз котик выглядывал, — рассказывают авторы.
Работа на Мяготина, 90 — самая большая, но пока труднодоступная — проезд по улице еще закрыт, здесь меняют сети. В честь глобального ремонта обновили и фасады домов вдоль дороги, поэтому, кроме капремонта, решили украсить именно стены домов по Мяготина еще и рисунками. Жители этого дома, как и в доме по Мяготина, 146, просят завершить процесс ремонтом четвертой стены, чтобы красиво было со всех сторон — собственники не дали Владу Тахтаулову работать в первый день и сдались только на следующий после уговоров чиновников. Почему так произошло и были ли они правы, мы писали здесь.
— Мне очень нравится, я такое несколько лет назад видела в Сургуте, вот и до нас дошло. Еще бы изнутри так же было, — делится жительница.
В Сквере милосердия, где теплопункт разрисовали со всех четырех сторон, заканчивают кормить бездомных. Один, завидев журналистов, подходит поделиться своим мнением.
— Вы знаете, я бы лучше нарисовал. Я графику люблю! — говорит мужчина.
Ценитель искусства быстро удаляется, остальные неспешно рассматривают обретенные вещи и доедают свой обед. В сквере, кроме рисунка, появились качели, урны, скамейки и тротуары.
Художник Павел Молотов рассказывает, что пытался объединить все четыре стены пункта объединила тема милосердия. Опасения вызывает только покрытие теплопункта — на всякий случай там рисунок не стали наносить.
К слову, к мнению жителей обещают прислушаться в следующем году. Заведующая отделом культуры администрации Кургана Татьяна Абросимова рассказывает, что ситуация с недовольством сложилась впервые, но на всех не угодишь: «Молодежи больше нравится абстракция, старшему поколению — иллюстрации в советской тематике».
— Заявок от разных домов много, мы будем тщательно объяснять людям, на что идет финансирование, думаю, что они поймут. <...> Вы должны понимать, один хочет подсолнух, другой — ягодку, если каждого слушать — то очень сложно. Потому что у жителей, к сожалению, тоже нет единого мнения, но для администрации города важно мнение главного архитектора, — добавила Татьяна Абросимова.
В этом году художники впервые начали работать на стенах жилых зданий. В сезон получается 10–15 объектов, эскизы для которых разрабатывают и наносят потом на стены художники. Еще два новых объекта на жилых трехэтажках: виноградная гроздь и находятся на Мяготина в районе перекрестка с улицей Ленина.
Стоимость одного мурала при этом на порядок выше, чем роспись небольших строений вроде теплопунктов, — от 300–500 тысяч рублей, источник финансирования — городской бюджет, реже — спонсорская помощь.
Задача арт-объектов, по словам заведующей отделом культуры администрации Татьяны Абросимовой, — создавать настроение горожанам. Какие объекты появятся в будущем, заведующая пока не раскрывает, так как всё зависит от бюджета на творчество и графика художников.
— Поскольку стрит-арт — это творчество, четкого алгоритма нет. Мы вынашиваем свои идеи, горожане звонят-пишут нам, предлагают свои идеи. Мы соглашаемся на какой-то эскиз, хотим, чтобы они были добрые, позитивные, светлые, чтобы работы нравились людям круглый год. Если картинка всех устраивает, мы ее согласовываем с главным архитектором города, департамент архитектуры исследует этот эскиз, насколько он сочетается с другими объектами в этом районе, какая цветовая гамма, — добавила Абросимова.
Какой понравился больше всего?