8 декабря воскресенье
СЕЙЧАС -6°С

«Почему все считают Курган дырой?»: Александра Менщикова переехала из Тюмени и открыла мастерскую

Девушка создает из глины скульптуры, светильники и броши

Поделиться

Метровый светильник «Сирин» Александра Менщикова делала на фестивале в Томске

Метровый светильник «Сирин» Александра Менщикова делала на фестивале в Томске

Среди промышленных и складских помещений на улице Омская в Кургане затерялась небольшая мастерская художественной керамики с теплым и весенним названием «Май». Мастерскую керамистка Александра Менщикова открыла зимой, но ремонт до сих пор не закончен. 45.RU сходил в гости к мастеру, посмотрел, как создаются шедевры из глины, и узнал, приносит ли такой «бизнес» прибыль.

Переступив порог мастерской керамики, сразу попадаешь в другой мир, далекий от суеты рабочих будней. Встречает хозяйка — улыбчивая девушка Александра, в окружении изделий из глины. 

Александра рассказывает: она всегда была творческим человеком, ходила в художественную школу, увлекалась рисованием и скульптурой. Но о существовании художественной керамики узнала только в приемной комиссии института, куда в 2012 году пришла поступать на архитектора. На профессию мечты девушка не прошла по баллам, зато в керамику влюбилась с первого урока в институтской мастерской. 

— В керамике можно создавать объем, можно выбирать композицию, форму, цвет, работать в плоскости и в объеме. Можно выражать себя как художник и решать технические задачи, например, у разных глин разные свойства. Глина не только по цвету отличается, но еще по температуре обжига, по тому, какой высоты и толщины можно сделать из нее изделие, какой оно будет прочности. Устал лепить — пошел тарелочки раскрашивать. Надоело — пошел глазурь смешал, обратился к химии, узнал, как краски получаются. Занимаешься малой формой, сувениркой, можно парковую скульптуру двухметровую слепить, — перечисляет возможности мастер.

В институте Александра специализировалась именно на керамике

В институте Александра специализировалась именно на керамике

Александра вспоминает: однажды она поняла, что с момента выпуска из института не создала ни одного нового изделия, только учила других. На фестивали, выставки и симпозиумы ездила с вузовскими работами. Она решила все изменить. Приехала из Тюмени в Курган. Александра здесь родилась, тут живут ее родители. В Кургане она решила открыть собственную мастерскую.

— Летом 2018 года начала ремонт в помещении. Здесь заново провели отопление, свет поменяли, канализацию проложили. У моих родителей строительная фирма, и они мне помогают, например, давали рабочих для сложной работы, которую я сама не могла сделать. Сначала хотела все сама делать, но не получилось: в какой-то момент у меня сломался перфоратор. Я приуныла и потом думаю: ладно, я буду только красить, шпатлевать, выбирать всю мебель, — говорит Александра.

Из глины можно сделать посуду, интерьерную скульптуру, вазы. Главное, знать свойства каждой глины 

Из глины можно сделать посуду, интерьерную скульптуру, вазы. Главное, знать свойства каждой глины 

Надглазурную роспись тарелок Александра осваивала на мастер-классах и фестивалях керамистов

Надглазурную роспись тарелок Александра осваивала на мастер-классах и фестивалях керамистов

Зимой мастерская открылась для коллег и учеников. Только за день ее посетили около 40 человек, а также все курганские керамисты и гончары. 

— В Садовом у нас живут Татьяна и Валерий Кокоревы. Они делают изразцы. Я у них свою первую керамическую работу сделала, лет десять назад. Я им написала: «Я у вас когда-то была на занятии, и теперь занимаюсь керамикой». Они пришли на открытие и принесли штуку, которую я у них сделала и забыла. Я думаю: «Ничего себе, как сохранилось», — рассказывает девушка.

Александра вспоминает: в работу с глиной влюбилось сразу. Но простым гончаром быть не хотела, поэтому стала керамистом. Это более широкая специальность. Работать можно с любыми видами глины, в разных техниках.

— Есть жесткая глина с шамотом — это маленькие камешки из уже обожженной глины, перемолотой в мелкое зерно, добавленные в чистую сырую глину. За счет шамота появляются прочные стенки. Ее в обжиге не деформирует и она на ощупь жесткая, чувствуются крупинки. Если ее на гончарный круг положить, рукам будет больно. А есть мягкие глины, с ними легко работать на круге, — делится тонкостями работы с глиной керамистка.

Работать на гончарном круге Александра тоже умеет

Работать на гончарном круге Александра тоже умеет

Здесь, кроме часового механизма, все сделано из глины

Здесь, кроме часового механизма, все сделано из глины

— Есть такая вещь — обжиг-раку. Это пленэрный обжиг — японская техника. Но у японцев это были такие маленькие чашечки, а у нас большие изделия. Там в печи набираешь температуру больше тысячи градусов, потом из печи достаешь щипцами раскаленную керамику, кидаешь в чан с опилками и плотно закрываешь, это все горит в дыму. Нужно, чтобы получились металлизированные эффекты глазури. Например, медная глазурь — зеленая, в обжиге–раку она восстанавливается до красного, появляется металлический блеск. А если черепок был белым, он становится задымлено-серым, — рассказывает о технике окрашивания изделий девушка.

Проще всего окрашивать изделия с помощью цветных глин — это техника называется ангоб. Можно покрасить скульптуру с помощью солей различных металлов, тогда на изделии появится красивый акварельный эффект, глазури.

— Это как молотое стекло, только стекло чуть другого состава. Если взять наши оконные стекла и размолоть, такого эффекта не получится, — перечисляет Александра.

Изделия, если после обжига цвет устраивает, можно даже не красить. Единственное исключение — посуда. Глина — материал пористый, она даже после обжига продолжает впитывать воду, и неокрашенное изделие будет протекать. 

У рифового оленя светятся рожки. На его изготовление керамистка потратила около 20 часов, работа заняла несколько недель 

Фото 1: Екатерина Лопатина
Фото 2: Екатерина Лопатина
Ракушка тоже светится, если включить ее в розетку

Ракушка тоже светится, если включить ее в розетку

Александре ближе всего изготовление небольших скульптур, светильников, брошей. Все эти работы можно найти в мастерской, что-то уже украшает интерьер, а что-то еще в процессе работы. 

Лепит девушка чаще всего для выставок керамистов (на них она ездит несколько раз в год), в подарок, реже — на продажу. Говорит, в маленьком городе сложно продавать керамические изделия. Если только на интернет-площадках и потом отправлять покупателю.

— Люди удивляются у нас, когда называешь цену. Народ не сильно понимает, почему такая цена — четыре тысячи рублей за тарелку, с натюрмортом тысяч семь–восемь. На одну тарелку уходит часов 30 работы, это три–четыре обжига в электропечи. Еще надо материал купить. Магазины для керамистов с материалами находятся в Москве, Питере, Новосибирске, Красноярске. У нас такая небольшая керамическая пропасть, я имею ввиду весь Урал и Западную Сибирь. Поэтому за глиной либо 2000 километров на восток или 2000 километров на запад надо проехать, — объясняет из чего складывается цена готового изделия Александра Менщикова и добавляет — Поэтому на зарабатывание денег керамикой я не настроена.

Ценник на тарелки ручной работы начинается с четырех тысяч рублей

Ценник на тарелки ручной работы начинается с четырех тысяч рублей

Тарелка проходит обжиг в печи после нанесения каждой краски. Если нанести цвета в неверном порядке, краски просто выгорят

Тарелка проходит обжиг в печи после нанесения каждой краски. Если нанести цвета в неверном порядке, краски просто выгорят

Ради денег девушка подрабатывает в фирме родителей. Редкие заказы тоже помогают держаться на плаву. В планах — набрать группу учеников, чтобы передавать свои знания о свойствах глины, надглазурной росписи изделий, обжига. Но главная мечта курганской керамистки — создать в Зауралье фестиваль керамики и гончарного искусства. На таких мероприятиях, говорит девушка, можно не только заработать деньги, продав готовые изделия, но и познакомиться с новыми техниками работы с глиной.

— Керамическая среда дружелюбная, никто особо не скрывает, как он что-то делал. Такая здоровая конкуренция, потому что если все вокруг тебя будут расти, ты тоже вырастешь. Я первый раз стою глазею на что-то, думаю: «Как, как она это сделала?». Подходит человек и объясняет, — рассказывает Александра Менщикова.

Роспись этих ваз Александра делала несколькими способами

Роспись этих ваз Александра делала несколькими способами

Птицы раскрашены с помощью цветных глин, соли металлов создают акварельный эффект 

Фото 1: Екатерина Лопатина
Фото 2: Екатерина Лопатина

— Хочется, — говорит девушка. — Чтобы и в Кургане была площадка, где можно было бы обсуждать керамику и знакомить с ней других людей.

— Я бы хотела сделать какую-нибудь выставку. У меня всегда была такая патриотическая идея. Я думала: «Почему все считают Курган дырой? Надо сюда переехать и развивать его». Если не развивать город, то он так дырой и останется, — говорит Александра.

На заказ в последнее время Александра чаще всего изготавливает жаб

Фото 1: Екатерина Лопатина
Фото 2: школа-мастерская по фарфору Виктории Гнедыш
Для каждой скульптуры керамистка делает небольшой эскиз из глины. Он помогает почувствовать пропорции будущего изделия

Для каждой скульптуры керамистка делает небольшой эскиз из глины. Он помогает почувствовать пропорции будущего изделия

Это будущее кашпо для цветов в мастерской

Это будущее кашпо для цветов в мастерской

Броши Александра Менщикова изготавливает к каждому времени года, их охотно берут на подарки и сувениры

Броши Александра Менщикова изготавливает к каждому времени года, их охотно берут на подарки и сувениры

Глине можно придать любую форму

Глине можно придать любую форму

Чаще всего курганская керамистка лепит небольшие скульптуры

Чаще всего курганская керамистка лепит небольшие скульптуры

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!