Образование истории Учил американских бойскаутов и переводчицу Путина: история учителя английского гимназии № 47 Кургана

Учил американских бойскаутов и переводчицу Путина: история учителя английского гимназии № 47 Кургана

Вадим Мазняк отвергает скучные уроки по учебнику и создал собственную систему оценивания детей

Вадим обучает детей уже несколько десятков лет

Россия сегодня празднует День учителя. Многие до сих пор считают, что это профессия женская и мужчинам там делать нечего, ну разве что учить детей ОБЖ и труду. 45.RU решил развеять этот миф — героем нашего материала стал один из самых ярких курганских педагогов — Вадим Мазняк, преподаватель английского языка в гимназии № 47. Сегодня мы расскажем, почему бывшие ученики называют Вадима «рок-н-ролльным», как он совмещает работу учителя с авиаспоттингом и автопутешествиями по Зауралью, каково это — учить американских детей-бойскаутов и почему нужно слушать The Beatles на уроках и заучивать монологи Шекспира на средневековом английском.

Окончил институт с красным дипломом и слушал в армии переговоры НАТО

Вадим родился в городе Батайске Ростовской области. Когда мальчику было два года, его мама окончила университет и по распределению была направлена в «молодой и развивающийся Курган», где работала технологом на «Синтезе». Отец Вадима отслужил в армии и тоже приехал Курган.

По словам Вадима, английский язык он любил всегда. В выборе жизненного пути мужчине помог его учитель.

— Многое здесь зависит от учителя. Один из моих учителей говорил: перед вами открыто много дорог. Это были 80-е годы, выбирал между КМИ, КГПИ и КСХИ. В те годы не так часто уезжали из Кургана для учёбы в другие города, как сейчас, — вспоминает Вадим.

Вадим Мазняк (на фото слева) с детства любил английский язык

Будущий педагог выбрал Курганский государственный педагогический институт и продолжил осваивать там английский язык. Тогда о профессии учителя Вадим ещё не задумывался, так как знал — впереди армия. Институт мужчина окончил с красным дипломом, пару месяцев успел поработать в школе, после чего ушёл в армию. Там навыки английского неожиданно пригодились.

— Служил полтора года в Грузии связистом. Английский язык там пригодился — служил оператором радиоперехвата и радиотелефонных передач. Грузия, рядом Турция, склады НАТО, в том числе с ядерным оружием, летают самолёты «Аваксы» с современной аппаратурой для прослушивания всех радиочастот. Мы всё это слушали и фиксировали, — рассказывает Вадим.

После возвращения из армии в 1987 году 24-летний мужчина пришёл в районо (районный отдел народного образования. — Прим. ред.) устраиваться учителем английского языка. В ведомстве ему ответили, что мест нет, и предложили поработать пионервожатым и заодно учить детей английскому и немецкому языкам.

Вадим согласился и задержался на этом месте два года, после чего его позвали работать в городской комитет комсомола. Даже там мужчина успевал заниматься со школьниками — устраивал для них сборы и слёты с вожатскими отрядами.

«В США меня называли "Русским Робин Гудом"»

Через какое-то время Вадим по программе «Вожатые лагерей США» уехал на лето в Америку для обучения детей.

— Тогда только-только появилась информация о бойскаутах. Когда меня спросили, кого хочу обучать, я сразу сказал — бойскаутов. Хотелось детальнее узнать — кто они такие и чем занимаются. Меня отправили к ним, — рассказывает Вадим.

В 1991 году он прибыл в лагерь неподалёку от Нью-Йорка в штате Нью-Джерси. Вадиму, раз уж он отслужил в армии, предложили учить бойскаутов стрельбе из винтовки и лука.

— Хотя я за время службы стрелял два раза из автомата, шесть патронов, до и после присяги. Автомат, по сути, только в карауле держал. Хотя нам в армии говорили: в случае заварушки первыми, на кого сбросят американских рейнджеров, будете вы, связисты. Из лука тоже только в детстве стрелял, — улыбается Вадим.

О советском педагоге, который учил детей стрельбе, писали в зарубежных газетах

Мужчина согласился учить детей стрельбе и отправился в инструкторский лагерь, где он обучился необходимым навыкам — среди них была даже стрельба из ружей наподобие мушкетов. На курсах Вадим был единственным русским, при этом местные относились к нему дружелюбно.

— Подружился с одним австралийцем сразу. Он так говорил непонятно, я сначала опасался, что не буду понимать его, — говорит Вадим.

Он уточнил, что жизнь в окружении англоговорящих людей здорово подтянула уровень языка, но поначалу была неуверенность в своих силах и знаниях.

— Когда я институт оканчивал, мы английский там учили по старым учебникам, записям, язык не был современным. Поэтому трудности были, я комплексовал — как так, окончил институт, гимназию № 47 с углубленным изучением английского, при этом ничего не понимаю, шутки их, к примеру. Я стоял и молчал для приличия. Но потом начал понимать их, — рассказал мужчина.

По мнению Вадима, методика обучения языку в Штатах была более действенной, чем в Советах. Во время обучения стрельбе мужчине выдали множество книг и материалов об оружии, после чего вожатые писали тест из 120 вопросов. Получить сертификат инструктора по обращению с оружием можно было только так.

— Нам выдали листочки и сказали: можете пользоваться всей литературой, какая вам была выдана. Я подумал: так все сейчас всё спишут! Но потом понял, что всё не спишешь, и если ничего не знаешь и не в курсе, где искать, то ничего не получится. Но если ты несколько вопросов не знаешь, но помнишь, где искать и можешь посмотреть, то восполнишь свои знания. Это мне в их системе и нравится — это не контрольная, а тест своих знаний. Ты сам себя проверяешь. И если чего-то не знаешь, то можешь в ходе теста восполнить пробелы свои. Это перевернуло моё сознание, стало поворотным моментом в осознании системы обучения, — признаётся Вадим.

В США Вадим побывал несколько раз

В подтверждение своей точки зрения мужчина вспомнил один из своих визитов в американскую школу.

— Учитель стоит у окошка, а дети ползают с линейками и измеряют стены, парты, окна. Спрашиваю: «А что происходит?» Учитель ответила, что они проходят меры длины. Учительница дала им пять минут и сказала: измерьте всё, что хотите. Для детей это конкретные примеры, практичные, не абстрактные дециметры в тетрадях, — говорит Вадим.

Системы образования США и Советского Союза отличались так же сильно, как скауты и пионеры.

— Почему у нас эпоха пионеров ушла? Они занимались не интересными детям вещами — смотр строя и песни, классные часы и так далее. У скаутов всё это более практично. У них задание есть — придумать как можно больше способов применения галстука: руку перевязать, дров принести. А у пионеров галстук — это частичка красного знамени, его беречь надо. У американских детей в лагерях неограниченное число активностей — плавание, лазание, строить что-то, командные состязания. А у нас как было — основательные корпуса в лагерях, в них кровати двухъярусные, но заниматься детям там особо нечем, практичных занятий мало. А у американских детей минимум удобств — туалеты на улицах, палатки, зато максимум активностей. Зато сейчас такие активности к нам пришли, — говорит Вадим.

Американцы за обучение детей стрельбе назвали Вадима «Русским Робин Гудом». На следующий год коллеги из США напрямую пригласили Вадима вожатым в тот же лагерь.

В Кургане Вадим создал ячейку скаутов и успел поработать на телевидении

После возвращения в Курган Вадим создал областную организацию скаутов. Был проведен один слёт в Далматово: дети и вожатые жили в лесу, приходили в монастырь и занимались чисткой и уборкой территории. Скаутский отряд Вадима находился под управлением Сибирской ассоциации скаутов. При их поддержке мужчина уже в третий раз съездил в американский лагерь, на этот раз во Флориду.

После посещения США Вадим Мазняк устроился преподавателем в открытый его друзьями частный образовательный центр в Кургане. Для повышения квалификации он съездил в Москву на курсы иностранных языков, где изучал интенсивное преподавание французского языка.

— Мы стремились изучать практичные вещи, например — как поселиться в гостинице, купить что-то, заказать еду, осмотреть достопримечательности, — говорит преподаватель.

Попутно с работой в центре Вадим создавал контент для информационного телевидения на местных телеканалах. Работа заключалась в просмотре зарубежных спутниковых каналов, поиске и переводе передач на иностранных языках. После этого Вадим выдавал эту информацию в своей передаче «Мир в фокусе».

Вадим с детства любит фотоаппараты и видеокамеры, поэтому часто снимает школьные мероприятия для архива

При этом Вадим не забрасывал работу с детьми — они вместе с Алексеем Дедовым учили детей оказанию медпомощи, разведению костров, установке палаток.

В 1993 году мужчине поступило предложение от тогдашнего директора гимназии № 47 поработать учителем английского языка. Вадим согласился.

— Меня привлекла возможность преподавать английскую литературу и теорию и практику перевода. Эти предметы позволяли мне применить накопленные навыки и знания. С того года я веду предметы, которых, наверное, в других школах нашего города нет, — рассказал педагог.

На теории и практике переводов школьники учатся переводить стихи и песни, адаптировать на русский язык шутки. Раз в несколько лет Вадим преподаёт обычный английский язык.

На уроках озадачивает учеников Шекспиром и Робинзоном Крузо, включает хиты The Beatles

По словам Вадима, способы вызвать интерес к учёбе у школьников у него разные.

— Стараюсь детей заинтересовать и вовлечь в обучение. Раньше был у меня вопрос на пятёрку: «Откуда и куда плыл Робинзон Крузо, когда корабль потерпел крушение?» На этот вопрос можно ответить, только если читал не адаптированную под детей книгу. Если ребёнок эту книгу в 10-м классе прочитал — почему бы ему «5» не поставить? — вопрошает мужчина.

По словам учителя, лучшей мотивацией для его учеников к изучению английского является нахождение применения языку.

— Часто привожу в пример названия песен на английском языке, альбомов. Среди моих учеников история ходит, что у меня на каждое слово строка из фильма или песни заготовлена, — улыбается учитель.

Ещё одним примером практического применения английского является тема, которую ученики Вадима проходят на занятиях, — адекватность перевода на русский названий фильмов или книг.

Вадима можно назвать меломаном со стажем — он часто посещает клуб любителей винила в Юговке. Своё увлечение музыкой педагог использует в обучении — рассказывает детям о самых популярных песнях на английском языке.

— Включал как-то детям во втором-четвертом классах самую популярную на английском языке песню The Beatles — Yesterday. Они загрустили. Спрашиваю: «А чьи, по-вашему, сейчас песни популярны? Они мне говорят: Billie Eilish! Пришлось слушать, знакомиться. Недавно благодаря детям узнал, кто такая Клава Кока, — улыбается Вадим.

Вадим Мазняк любит музыку и использует это в обучении детей

Учитель гордится своей рейтинговой системой, которой он долгое время пользовался на занятиях. Суть системы в том, что ребёнок мог сам выбирать задания по силам — например, перевести текст, рассказать биографию писателя, содержание произведения или сделать его анализ. Задания разной сложности, соответственно, ученик мог взять несколько лёгких либо выполнить одно сложное, но получить за это больше баллов. Ученикам нужно было набрать около 70 баллов, которые затем конвертировались в оценки. Такая система продержалась два года, после чего Вадим отказался от неё из-за начавшихся сложностей — изменения количества часов и прочего. Программу стало сложнее и дольше подгонять под нормативы.

Для одного из школьных заданий Вадим использовал видеозапись, которую он сделал в Англии в доме Шекспира. Педагог заснял на видео убранство дома писателя и на уроках показывал эту запись школьникам. Им нужно было ответить на вопросы — большая ли семья здесь живёт, кем работал отец Шекспира, были ли они зажиточными?

— Учу их видеть, читать картинку, которую им показывают, — говорит Вадим.

Ученики в соцсетях благодарят Вадима за задания, над которыми им пришлось попотеть в гимназии

Иногда во время тестов педагог разрешает на пять минут открыть учебник, чтобы освежить знания. Это помогает запомнить больше, считает Вадим.

С 2011 года педагог организовывал с детьми поездки по англоговорящим странам Европы. Туры длились около трёх недель.

— Проводилось обучение в летних образовательных школах, дети жили в семьях, полдня ходили в школу, учились в мультинациональных классах, после обеда какая-то образовательная программа начиналась. Поездки эти недешёвые, но для нас это единственный шанс съездить и пообщаться напрямую на их языке, — говорит учитель.

«Наши выпускники везде! Кроме Антарктиды». Бывшие подопечные учителя выступают в рок-группах и становятся переводчиками для глав государств

По словам Вадима, бывшие ученики часто благодарят его, рассказывают о своих успехах.

— Нравится, когда говорят, что им пригодился монолог Гамлета, который я заставлял их учить на средневековом английском языке. Это много значит и приятно слышать, — рассказывает учитель.

Педагог рассказал, что продолжает общаться со многими своими выпускниками.

— Встречался с выпускниками нашими в Дублине, Лондоне, во многих российских городах. Куда ни поедешь — везде наши, кроме Антарктиды! Живут в Новой Зеландии, Австралии, Африке, Америке, — улыбается Вадим.

Вадим Мазняк поддерживает связь со многими своими выпускниками

Одна из девушек, которую он учил, была переводчиком для президента России Владимира Путина. Выпускница в те времена стала призёром всероссийской олимпиады по английскому языку, что позволило ей поступить в МГИМО и окончить специальность «тайский и лаосский язык».

— Она работала в посольстве, в МИДе. Переводила два раза Путину с тайского во время встречи высших лиц, — рассказал учитель.

Для общения с бывшими учениками Вадим придумал проект — интервью с выпускниками гимназии. Курганцы рассказывают о себе — где живут, работают. Было записано около 13 таких интервью.

— Одно из них, к примеру, с Дмитрием Порубовым, участником группы «Психея». Он выпускник нашей школы, я учил его деловому английскому языку, — рассказал Вадим.

«Дети сейчас боятся поднять руку, у них нет мотивации» и прочие особенности системы образования

Процесс обучения в российских школах, по мнению Вадима, имеет недостатки.

— Вся система построена ещё с советских времён на том, чтобы учитель нашёл ошибку и наказал ученика более низкой оценкой. Почему дети руки не поднимают? У них нет стимула. Они думают: «Сейчас подниму, отвечу, наделаю ошибок, мне "3" или "4" поставят. Лучше отмолчусь, потом спишу, подсмотрю где-нибудь, и будет у меня хорошая оценка». Наш ЕГЭ — это то же самое, он выявляет ошибки и наказывает за них вычитанием баллов за незнание чего-либо. На Западе всё по-другому — полная мотивация на обучение. Возьмём любое их пособие по изучению английского, там везде сквозной линией говорится — не бойтесь говорить, делать ошибки! Только когда вы говорите, тогда вы научитесь! Поэтому я на своих уроках стараюсь детей сильно не наказывать оценкой, у всех свои возможности, — говорит педагог.

По мнению Вадима, учителям сейчас приходится заниматься большим объёмом работы, которая не помогает привить детям мотивацию к учёбе.

— Возьмём эти ВПР — зачем они нужны? Любой такой процесс влияет на обучение — чтобы провести эти проверочные работы, нужно поменять расписание, убрать некоторые уроки, находить учителей-дежурных. Работы потом нужно проверить, распечатать. После уроков это делать? Так это работа, которая не оплачивается, почему учитель должен ею заниматься? Да и детей после уроков не оставишь. В итоге это происходит в урочное время за счет других занятий. Вопросы у меня есть и к необходимости итогового сочинения в 11-м классе. Это, по сути, экзамен по допуску к экзамену! Это ломает учебный процесс, это странно. Такая же ситуация с ЕГЭ по английскому — это не проверка знаний, это натаскивание на определенный тип заданий под страхом потери баллов, — рассуждает мужчина и добавляет, что «сдавать ЕГЭ и учиться в школе — это два совершенно разных направления», из-за чего детям приходится ходить к репетиторам.

«Сначала работаешь на государство, а после обеда на себя»

Работу учителя есть за что любить, но есть в ней и свои недостатки, говорит Вадим Мазняк. Самым главным можно назвать зарплату.

— Сначала работаешь на государство, а после обеда работаешь на себя. Если раньше, когда работал вожатым, мог позволить себе отдохнуть съездить с семьей, то сейчас зарплаты на это не хватит. Я думаю, что это связано с системой оплаты труда. При этом государство вроде бы старается. Но ситуация необъяснимая — в Москве, Тюмени зарплаты учителей намного выше, туда коллеги уезжают работать. Выход есть — можно стремиться набрать себе побольше часов и поднять зарплату, но в итоге получится, что с утра до ночи на износ работаешь и времени на себя и семью не остаётся. Поэтому никогда не стремился к максимальному количеству часов, — рассказывает Вадим.

У него множество хобби, которыми он занимается во внерабочее время: это авиаспоттинг, поездки по Зауралью вместе с клубом автопутешественников. Всё это помогает вносить разнообразие в обучение детей, говорит Вадим Мазняк. Педагог также имеет свой канал на YouTube, где размещены сотни архивных роликов с историей гимназии.

— Ни в одной школе столько архивов и видеоматериалов нет, сколько у нас, — говорит Вадим.

Помимо преподавания Вадим Мазняк занимается авиаспоттингом и автопутешествиями

Он считает, что в нынешние времена учительство для многих не является основным источником дохода.

— Репетиторством можно больше заработать. Хорошо, что сейчас самозанятость позволяет этим заниматься, — говорит мужчина.

Вадиму, по его словам, нравится его работа в гимназии № 47, но он переживает из-за того, что если в учреждении и дальше придётся заниматься тем, что не связано напрямую с его обязанностями учителя, то придётся «подумать о других способах» реализовать себя в учительстве и обучении детей.

В качестве подработки мужчина занимался переводами инструкций к сложной технике. Иногда выступал устным переводчиком для иностранных гостей.

— Года три-четыре назад приезжал к нам Кеес Донкерс, урбанист из Нидерландов. Его приглашали посмотреть — как и что у нас можно благоустроить, поменять набережную, горсад. С ним я был переводчиком. В начале 90-х учил наш авиаотряд авиационному английскому — тогда прорабатывались возможности международных полетов из курганского аэропорта. Когда была тема поисков нефти в Курганской области, переводил нефтегазовые документы, — рассказывает педагог.

Вадим Мазняк выступал переводчиком для урбаниста из Нидерландов Кееса Донкерса, который приезжал в Курган для обсуждения вопросов благоустройства

Преимуществом работы педагога Вадим назвал постоянное движение — наблюдать за тем, как меняются дети, учиться у них самому.

— Они меня учат идти в ногу со временем, нравятся их бесконечные эмоции, общение, — говорит учитель.

«Учителя должны быть немного актёрами»

По мнению Вадима, настоящий учитель должен любить свой предмет и детей и быть для них «немного актёром».

— Учитель выступает, публика у него есть. Некоторые педагоги драматические роли выбирают, к ним боятся на уроки ходить, некоторые более оптимистичны. Но в любом случае свои эмоции показывать нельзя — в плохом ты или хорошем настроении, нельзя на детях срываться, — считает Вадим.

Ученики сравнивают Вадима с популярным актёром Антоном Лапенко

Говоря о том, насколько это мужская работа — быть учителем, Вадим рассказал, что в его гимназии работает множество мужчин-педагогов. Они успешно преподают физику, математику, физкультуру.

Вадим Мазняк и его супруга, которая также преподавала в гимназии № 47
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем