45.RU запустил рубрику субботних исторических заметок о прошлом города, которое так откликается в нашем настоящем. В прошлые выходные Татьяна Васильева, заведующая музеем истории города Кургана, рассказала о бунте в гимназии для девочек, которая работала в Кургане век назад. Сегодня публикуем вторую часть — продолжение о том, чем закончилось составление петиции ко взрослым девушек против дисциплины.
Так как не было времени рассмотреть все пункты петиции, а их было 16, собрание проходило в неудобной обстановке, некоторые пункты нужно было обсудить на педсовете, некоторые ученицы, ввиду позднего времени, стремились отправиться домой, председатель предложил назначить время для рассмотрения всей петиции на завтра, 21 октября.
Утром 21 октября педсовет рассмотрел все пункты петиции. Было высказано пожелание воздействовать на учениц путем убеждения, показать несостоятельность некоторых требований, предложить изменить редакцию некоторых пунктов, не ясно выраженных.
В петиции было требование: «Изменить чиновническое отношение преподавателей и установить дружеские отношения». Под «чиновническим отношением», как оказалось, ученицы имели в виду школьную дисциплину. Подписано было: ученицы старших классов. Совет предложил подписать петицию, заверив, что это не повлечет за собой никаких репрессий.
Председатель педсовета З. П. Хворостова напомнила ученицам о некоторых правилах поведения в гимназии. Рекомендовано было держать себя корректно и не оскорблять никого из членов собрания.
Из протокола собрания: «Учащаяся 8-го класса Дёмина ответила, что ученицы поставили свои требования обдуманно, изменять редакцию они не желают, тем более что они этого уже не вправе сделать, так как еще до начала беседы петиция была послана телеграфом попечителю Западно-Сибирского округа. Такое заявление произвело сильное впечатление не только на членов педсовета, но и вызвало недоумение и смущение учениц. Оказалось, что телеграмму послали только трое учениц-руководителей, не считая нужным сообщить об этом даже своим единомышленницам».
Все члены педсовета отказались после этого от дальнейшего участия в прениях, считая, что этим оказано полное недоверие педсовету и теперь остается только ждать решения попечителя.
Ученицы удалились, но подняли страшный шум в нижних этажах, так что председателю Е. Г. Григорьеву пришлось отправиться к ним и поставить им на вид их действия. Следствием этих воздействий была установлена тишина.
В итоге ученицы пригрозили педагогам следующими словами: «Если совет петиции не рассмотрит, то мы приведем сюда наших защитников. Они вас уже заставят!» Такой порядок действий показал совету, что исходным пунктом всех их действий нужно считать со стороны людей, которым нисколько не дороги ни интересы учениц, ни интересы гимназии. Ввиду этого, педсовет решил в дальнейшие сношения с ученицами не вступать и немедленно пригласить на экстренное заседание попечительный совет гимназии, куда входили отцы некоторых учениц, первые лица нашего города.
На общем совете все члены пришли к следующему заключению: «Несмотря на то, что ученицы старших классов считают себя якобы взрослыми и потому имеют право на самостоятельный образ действий. Они находятся в зависимости от родителей, дающих им средства к существованию и возможность учиться. Естественно, поэтому дети должны отдавать родителям отчет в своих деяниях и считаться с их мнением. Весьма возможно, что многие родители про деяния своих детей ничего не знают».
Ввиду изложенного соединенный совет постановил созвать родительское собрание и обсудить некоторые вопросы, от решения которых зависела не только дальнейшая судьба гимназисток, но и всей гимназии.
На объединенном собрании родителей, педагогического совета и попечительного совета присутствовали 165 человек. Председателем был избран купец А. П. Ванюков. На вопрос о подаче петиции Ванюков отметил, что в составлении петиции участвовали только 30 учениц, тогда как в старших классах обучаются 114.
Таким образом, получалось, что далеко не все ученицы поддерживали эти требования. Такие пункты, как «Неприкосновенность депутатов», «Уничтожение внеклассного надзора», «Свобода всевозможных ученических организаций», «Уничтожение отметок», «Убрать из уборной сторожиху, как шпиона», «Чтобы отметки не имели такого решающего значения», «Неприкосновенность корреспонденции», «Изгнать чиновническое отношение к ученицам, оставить дружеское», не были одобрены ни учителями, ни родителями, поэтому собрание решило их отклонить.
А пункты: «Разрешить ученицам старших классов преподавать в воскресных школах», «Льготный проезд ученицам по железной дороге», «Бесплатное обучение французскому языку и введение уроков музыки для всех желающих» собрание нашло весьма похвальным.
Итогом собрания было требование к родителям обратить самое пристальное внимание на поведение, послушание, личную жизнь и контакты взрослых учениц гимназии.
16 учениц, которые больше всех причинили хлопот и беспокойства и педагогам, и родителям, были закрыты в своих комнатах безо всяких развлечений, дорогих украшений, карманных денег, прогулок под луной «с защитниками» и прочих удовольствий, а некоторым пригрозили лишением наследства.
Подобные меры принесли свои результаты, и большинство учениц больше не участвовали в подобных мероприятиях.
Было интересно?