Сегодня в России отмечается День воспитателя и всех дошкольных работников. 45.RU поговорил с инструктором по физвоспитанию в детском саду № 9 Шадринска Кириллом Кирюханцевым и узнал, мужская ли это работа на самом деле, тяжело ли ему находить общий язык с детьми, а современным родителям — время на своего ребенка.
Кириллу Кирюханцеву 30 лет. Он родился в городе Асбест Свердловской области. Однажды в каникулы он приехал в Шадринск погостить к бабушке и дедушке и случайно узнал, что в этом городе есть педагогический вуз. Тогда Кирилл отказался от планов учиться в Горном университете в Екатеринбурге, в который уже поступил, остался в Шадринске, где встретил свою будущую жену. Высшее образование получил, как и хотел, в ШГПУ, окончив его в 2014 году с отличием. До того как оказался в детском саду, Кирилл успел поработать менеджером по туризму, администратором гостиницы и Дедом Морозом. Женат, воспитывает сына, которому скоро исполнится два года.
— Было ли страшно идти работать в детский сад?
— Нет. Страха никакого не было. Было четкое понимание того, что это ответственная работа, требующая очень много сил, как физических, так и моральных. Во-первых, у меня есть два младших брата, и я понимал, что это такое: ухаживать, помогать, играть, заниматься, развивать маленьких детей. Во-вторых, у нас семья педагогов. Какой-то отпечаток при выборе будущей профессии наложили мама и бабушка-педагоги.
«Когда я перешагнул порог детского сада, понял, как будто бы здесь и раньше был. Понял, что это место на 100% мое»
— Расскажите о том, чем вы занимаетесь на работе, чему учите детей?
— Учим детей бережно относиться к своему здоровью, беречь и понимать его ценность. Прививаем культурно-гигиенические навыки. Также дети на занятиях развивают ловкость, координацию движений, быстроту, выносливость. Стараемся вырастить физически гармоничных, развитых детей.
— Это вроде физкультуры в школе?
— Да. В детском саду практически те же требования, что и в начальной школе. У нас очень хорошо развита преемственность между детским садом и начальной школой. И поэтому мы стараемся, особенно в старшем дошкольном возрасте, придерживаться того же распорядка дня, что и в школе, за исключением тихого часа.
Есть требования к внешнему виду, к структуре и подготовке занятий, к индивидуальной работе с детьми. Это та же самая физкультура, что и в школе. Только мы делаем акцент на игровом подходе к детям.
— С детьми какого возраста работаете?
— Я работаю со всеми детьми, начиная от первой младшей группы (от двух-трех лет) и заканчивая шестью-семью годами.
— Легко ли находить с детьми общий язык?
— У меня проблем с этим не возникало. Дети — очень тонкие психологи и четко чувствуют, видят и понимают, с кем они хотят общаться, а с кем нет. Я располагаю к себе детей, и наше общение строится в очень доверительном ключе. У меня общение с ними строится на равных, партнерских позициях. То есть я выступаю, наверное, больше не как педагог-наставник, а как старший брат. И они все ко мне тянутся.
Всем со мной любопытно и интересно, судя по отзывам родителей и по искренне восторженным глазам детей. Нужно еще учитывать и индивидуальный подход к каждому ребенку, и его особенности, потому что все разные. Если разбираешься в детской психологии и четко понимаешь, где эта тонкая грань, которую не стоит переступать, то, я думаю, страха при общении с детьми быть не может. Главное — не переходить рамки дозволенного.
— У вас на работе в основном женский коллектив?
— Да, все женщины, за исключением технического состава — дворник, слесарь, сантехник. Педагоги все женщины.
— Сталкивались ли с предрассудками или непониманием из-за того, что якобы женской работой занимаетесь? Кто-нибудь вам об этом говорил?
— Был поначалу вопрос: «Что вы забыли в детском саду?» Он меня в тупик ставил, не знал, что отвечать. Я здесь работаю, занимаюсь воспитанием детей, что я еще могу тут делать? А про женскую-неженскую работу: считаю, что не может быть такого понятия и таких стереотипов. Точно так же можно про женщин сказать, которые стоят у станков на заводах. Что они там делают? Почему делают мужскую работу?
С такими вопросами, о которых вы сказали, ни разу не сталкивался. Но мне говорили, что для мужчины, может быть, работа нужна посерьезней, более высокооплачиваемая. Сами понимаете, детские сады, школы, бюджетники, зарплаты маленькие. Чем я на это отвечаю? Пословицей: «Как поработаешь, так и поешь». Начальство это видит и ценит. Есть стимулирующий фонд, куча возможностей, поэтому нужно работать.
«Важно понимать, зачем и ради кого ты идешь в детсад: только деньги зарабатывать или ради детей. Если ради денег, то здесь делать ничего»
Как правило, такие люди в образовании не задерживаются. Если ты всё-таки идешь по призванию, по зову сердца, то и жизнь, и судьба тебе отплатят той же монетой.
— Раз про зарплату упомянули — что не нравится в работе?
— Есть непонимание — почему мы, педагоги-инструкторы по физической культуре, делаем абсолютно ту же самую работу, что и воспитатели, музыкальные руководители, педагоги, психологи, учителя, логопеды, но у нас, у инструкторов, не идет педагогический стаж? Почему у нас нет этой выслуги, каких-то льгот, как у наших коллег? Хотелось бы на пенсию уйти пораньше, от государства какие-то льготы получить, отдав всю свою жизнь работе, одному месту. Остальное, в принципе, устраивает всё.
— А что наоборот больше всего нравится?
— Работа с детьми, общение с родителями. Причем сейчас такая тенденция наблюдается: мы не столько воспитанием детей занимаемся, сколько воспитанием современных молодых родителей. Сейчас поколение конца 80-х, 90-х, мои ровесники. Они деловые, все всё знают. Приходится всех приглашать на собрания, организовывать встречи, проводить мастер-классы, чтобы было четкое понимание — в первую очередь дети нужны родителям.
«Это детский сад помогает родителям в воспитании детей, а не родители помогают детскому саду»
Запомнилась фраза родителя, который сказал: «Мы же платим вам за детский сад». Да, платите, но платите за присмотр, за уход, за питание, за электроэнергию.
Истинный пример подражания для детей — это родители, несмотря на то, что они большую часть времени проводят в детском саду. В любом случае мама и папа — это авторитеты для ребенка. Иногда на родительских собраниях меня спрашивают «О чём вы беседуете с детьми? После вас они домой приходят и говорят: "Я бы хотела такого папу, как Кирилл Андреевич"». Я им отвечаю: «Не надо меня ставить в неловкое положение. Просто задайте себе вопрос: когда последний раз вы играли с ребенком, когда вы гуляли с ним в парке?» Родители у меня спрашивают: «А когда это делать? Вечером? В перерывах между стиркой и глажкой?» Я в таких случаях отвечаю: «Ребенок вырастет и оценит ваш вклад. Но с ним надо быть здесь и сейчас».
«Ребенок растет здесь и сейчас рядом с вами, а не завтра или послезавтра»
Ребенку достаточно, чтобы вы с ним хотя бы 15–20 минут провели. Просто поинтересоваться его успехами, неудачами, почитать книгу перед сном, порисовать. Это элементарные, обыденные вещи для нас, взрослых. А для ребенка это целое событие! Он потом к педагогам прибегает и с восторгом, радостью рассказывает об этом. И тогда думаешь, всё-таки не зря с родителями пообщался! Услышали, достучался. Плюсик поставил себе в карму.
— Какие разногласия бывают с родителями? Легко ли с ними общий язык находить?
— Никогда не встречал за всё время своей работы в детском саду каких-то проблем в общении с родителями. Всегда стараюсь устанавливать деловые, партнерские отношения, где мы двигаемся в одной упряжке и четко сразу на берегу обговариваем требования. Взаимодействуем друг с другом во благо ребенка, чтобы он был успешным, готовым к школе, без стрессов и трудностей.
— Какое отношение у родителей к вам как к воспитателю-мужчине? Задают ли из-за этого вопросы?
— Мне никто не задавал таких вопросов. Наоборот. Некоторые говорят — как это здорово, что есть мужчины в образовании! Я задавался этим вопросом, начал анализировать и вспоминать, сколько выдающихся советских педагогов-новаторов было, воспитывающих детей в то время. Поэтому я не думаю, что здесь должно кого-то что-то удивлять.
— Есть в детсаду воспитанники, которые вас папой называют?
— Некоторые дети говорили так: «Как было бы здорово, если бы вы были моим папой». Я даже по этому случаю получил прозвище «Усатый нянь». У меня есть несбыточная мечта, когда-нибудь займусь. Хочу снять небольшой мини-фильм, основываясь на сюжетной линии фильма «Усатый нянь», и снять о себе, о нашем детском саде, наших детях что-то подобное.
— Расскажите какие-нибудь забавные случаи, истории с работы.
— Каждый день они происходят, всех не вспомнишь! Например, когда ребенок подбежал и сказал: «Кирилл Андреевич, у меня зуб выпал!». Спрашиваю: «Где он?» Говорит — проглотил. Оказывается, это у него еще дома было, на выходных. Еще случай был: прибежал ко мне на занятии мальчик и говорит: «Посмотрите, сколько у меня денег!» А у него — полные карманы фантиков от шоколадных конфет. Достает и говорит: «Я хочу с вами поделиться. Пойдемте мороженого купим».
Все истории, все случаи с каждым ребенком интересны по-своему и занимают особое место в моем сердце. Главное — поймать этот момент, поддержать интерес ребенка, не быть безучастным к его просьбам, событиям, которые происходят в его жизни.
— После работы хватает сил на своего сына?
— Конечно! Мне кажется, тогда второе дыхание только открывается. Ребенок уже иногда дает понять, что его пора отпустить. А папе играть хочется — настолько переполняют эмоции. Приходишь с работы воодушевленный, хочется поделиться этим, уделить время ребенку, поиграть с ним. Если работа в радость и удовольствие, то, я уверен, силы на воспитание своего ребенка найдутся.