Разливы Тобола — один из лучших, по моему мнению, и самых недооцененных потенциальных брендов Кургана. При правильном подходе сюда можно было бы привлечь уйму туристов, дабы те созерцали великолепную мощь весенней стихии. Этой картине, знаете, недостает только маленькой короны, поправляя которую, губернатор Кокорин в гневе требовал бы открыть шоссе Тюнина. Видимо, сегодня чиновники опоздали на работу. Ну да, ведь многие из них живут в своих собственных загородных домах, путь к которым оказался неожиданно перекрыт из-за такой случайности, как стихия. Тобол — река равнинная, и постоянные разливы с затоплением пойменных территорий на многие километры в ширину — это вполне нормальное ее состояние. Просто отвыкли уже за 10 лет от «большой воды». А ведь когда-то перелив реки через шоссе Тюнина не вызывал столько эмоций. Говорите, что раньше у граждан не было столько частных домовладений за увальским холмом? Ну, так скажите спасибо кризису российского городского планирования, когда темпы жилищного строительства в десятки раз обгоняют развитие транспортной инфраструктуры. Вот и получается, что домов-то настроили как и где попало, инфраструктура оказалась не готова, а несчастная река теперь виновата. Спрашивается: неужели губернатор не понимал, что гигантская пробка в нашей ситуации — это нормально?
Видимо, по-настоящему осознал только сегодня утром. Вообще у нас хороший губернатор, правда, проскакивают в его речах иногда нотки популизма. Призвать открыть затопленную дорогу — значит озвучить всю душевную боль тысяч жителей города, вынужденных теперь ехать в объезд. Но как будто бы такой исход для кого-то стал открытием? Ну ведь мы прекрасно знали, что все идет к тому, что дорогу перекроют, ну надо же как-то сдерживать свои эмоции! И ведь это относится не только лично к губернатору, но и ко всем тем, кто сегодня встал в пробку. Ну знали же! Ну по-другому пока никак. Ну о чем речь, друзья? Кокорин призвал открыть дорогу как можно скорее — лишь бы транспортные средства могли проехать. Ага. Это злые сотрудники ГИБДД просто так, из-за собственного упорства никого не пропускают и издеваются над бедными жителями. Да, это очень неудобно. Перекрывать основную дорогу, соединяющую две части города, непросто. И да, насыпать дополнительный метр щебня, как предлагают, чтобы дорогу не переливало, нельзя, так как вода при разливе должна спокойно проходить, а отсутствие занижения проезжей части превратило бы шоссе Тюнина в гигантскую дамбу, что крайне негативно сказалось бы на водном режиме разливающейся реки. Другое дело, что можно построить эстакаду в уровень шоссе для свободного пропуска воды, но это пока нам не по силам, да и незачем, коль паводок стал приходить все реже и реже. А во время проектирования этой дороги о такой нагрузке никто еще не думал. Хотя решение неплохое, учитывая интенсивность развития города.
В будущем планируется строительство дублера шоссе Тюнина, где придется решать эту же проблему. Посмотрим, как выкрутятся, хотя, скорее всего, выбор будет сделан в пользу точно такого же занижения проезжей части, которое при крупных разливах окажется под водой. Строить мосты очень дорого. Однако и строить хаотично, безудержно и практически неконтролируемо — еще дороже, как видим. За Увалом живут уже многие тысячи наших горожан, а транспортная инфраструктура находится на примитивном уровне. К чему здесь устраивать истерики? Разорванность районов, несбалансированность застройки, хаос в управлении — все это приводит к гигантским транспортным перепробегам, неудобству, потере времени, к зависимости от личного автомобиля, к заторам. Пока не поменяем подходы к развитию города, незачем огульно требовать скорейшего открытия дороги, подвергая людей опасности. И в сегодняшней утренней пробке нет и не могло быть ничего необычного, ведь именно так развивался Курган последние годы. Зачем махать шашками после боя?
Роман Овчинников
Фото: Фото с сайта ГУ МЧС России по Курганской области