В Курганской области к концу августа пропавшими без вести числились 249 человек, из них 14 — это дети и подростки. Об этом 45.RU сообщили в пресс-службе регионального УМВД.
В ведомстве уточнили, что основную часть пропавших в регионе детей составляют несовершеннолетние, самовольно ушедшие из школ-интернатов, детдомов, спецшкол и специальных училищ.
— Основная масса разыскиваемых подростков — это несовершеннолетние, самовольно ушедшие из школ-интернатов, детских домов, специальных школ или специальных училищ, которые не желают находиться в указанных учреждениях и скрываются от органов опеки и сотрудников полиции, не желая сообщать о своем местонахождении, — уточнили в ведомстве.
По мнению уполномоченного при губернаторе Курганской области по правам ребенка Алёны Лопатиной, из спецучреждений дети уходят из-за желания повидаться с друзьями, а также с родителями, лишенными прав.
— Зачастую нерадивые родители, которые в свое не время не захотели обеспечивать детям должные условия для их жизни и безопасности, скрывают факт нахождения детей у себя. Таким образом, поиски детей затягиваются, — сообщила 45.RU омбудсмен.
Алёна Лопатина добавила, что многие из сбегающих воспитанников спецучреждений поддерживают связь со своими наставниками, сообщают о своём местонахождении, но заявляют, что в данный момент возвращаться обратно не хотят. В таких случаях начинают устанавливать причины того, почему ребёнок решил уйти.
— В последнее время введена практика, что детей специально возят к родным, близким, по которым они скучают, чтобы избежать самовольных уходов. На каникулы дети могут поехать к своим родным, если там созданы условия для их нормального проживания и если родители, лишённые прав, по этому адресу не проживают, — добавила омбудсмен.
В УМВД рассказали, что из дома юные зауральцы уходят чаще всего из-за ссор с родителями. Как правило, местонахождение несовершеннолетних устанавливают в течение десяти суток. Председатель Курганского регионального отделения «Союза отцов» Евгений Иванов в беседе с 45.RU предположил, что дети бегут из дома не от лёгкой жизни.
— Дома у них не всё хорошо из-за алкоголя в том числе. Поэтому уходят. А если семья нормальная, то дети уходят из дома из-за ссоры. Но, как правило, они уходят не на улицу, а к бабушке-дедушке, другу-подруге. Дольше чем на день они никуда не денутся, — считает Евгений.
По его наблюдениям, «трудные» подростки убегают из спецучреждений из-за неправильной системы ценностей.
— У них нет нацеленности на дальнейшую жизнь, они живут сегодняшним днем, «после меня хоть потоп», как говорится. Их не страшат наказания, поэтому у них ничего не меняется. Как эту проблему решить? Ее надо решать комплексно, должны участвовать все: общественники, органы правопорядка, соцучреждения, — говорит Евгений.
Организация «Союз отцов» периодически принимает детей, состоящих на учете полиции. Общественники организуют для них спортивные и необычные проекты.
— Мы им показываем другую жизнь, не такую, которая у них каждый день. В одном из проектов, к примеру, при помощи технических средств мы помещаем ребенка внутрь танка Т-34, даем ему пульт, и он управляет танком. Предварительно показываем и рассказываем о подвигах танкистов времен ВОВ. Ребенок проходит этот подвиг и на себе ощущает весь опыт героев войны, — рассказывает председатель «Союза отцов».
Евгений с сожалением отмечает, что даже такие креативные методы влияют на очень малое количество проблемных детей и кардинально ситуацию с ними не меняют.
— Из тех детей, кто ко мне приходит, 30 % начинают интересоваться нашей движухой. Из этих 30 %, дай Бог, 10 % остаются в нормальном русле. Я могу по пальцам пересчитать детей, за которых я могу поручиться и сказать, что у них всё адекватно получится, — отмечает собеседник.
45.RU поинтересовался у регионального УМВД, были ли в Зауралье случаи, схожие с историей с исчезновением и убийством тюменской девочки Насти Муравьёвой.
— За последние 10 лет случаев, схожих с историей Насти Муравьёвой, в Зауралье не было, — ответили в ведомстве.
История пропажи и убийства 8-летней Насти Муравьёвой из Тюмени потрясла всю страну. Ее искали 1,5 месяца. Тело девочки удалось найти лишь в конце августа. Наши коллеги из 72.RU делали материал о предполагаемом убийце Насти.
В УМВД по Курганской области рекомендуют в случае пропажи ребенка незамедлительно обратиться в ближайший орган внутренних дел.
Поисками пропавших людей в Зауралье также занимаются отряды «Азимут» и «ЛизаАлерт». Представители «ЛизыАлерт» сообщили 45.RU, что с февраля 2020 года (момента появления отряда в регионе) им поступило 134 заявки с просьбой помочь в поисках людей. 69 человек были найдены живыми, 22 разыскиваемых — погибшими. Сейчас отряд ведет поиски 13 человек. 9 заявок были направлены в передачу «Жди меня», по 4-м заявкам найдены родственники пропавших.