RU45
Погода

Сейчас+13°C

Сейчас в Кургане

Погода+13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

1 м/c,

с-з.

756мм 88%
Подробнее
USD 94,09
EUR 100,53
Город мнение Курганский чудо-хирург, «омолаживавший людей», или дело врача Державина. Продолжение истории

Курганский чудо-хирург, «омолаживавший людей», или дело врача Державина. Продолжение истории

Заведующая музеем истории города Кургана рассказала о расстрелянном известнейшем враче прошлого

А. А. Державин / хирургическое отделение Курганской городской больницы

45.RU продолжает рубрику субботних исторических заметок о прошлом города, которое так откликается в нашем настоящем. В этот раз Татьяна Васильева, заведующая музеем истории города Кургана, рассказывает о том, когда в Кургане был рассвет хирургии благодаря одному уникальному врачу, — позже хирурга Алексея Державина расстреляли в тюрьме. Его историю мы разбили на две части, первую читайте здесь, а сегодня публикуем продолжение.

6 ноября 1937 года Алексей Александрович Державин, лучший хирург города и всего края, был арестован. Что же произошло, почему человека, на которого все в буквальном смысле молились, так легко арестовали, и никто не смог помочь ему в этой трагической ситуации?

А история случилась такая. Из документов ОГПУ следует, что в 1928–1929 годах из Японии в СССР прилетал или, возможно, пролетал через СССР и другие государства самолет японской авиакомпании, которым управляли авиатор японец Кумакова и летчик Куримура. Оба эти летчика якобы имели разговор с врачом Державиным, но на какую тему, неизвестно. Далее указывается, что 22 июня 1931 года оба эти летчика вновь пролетали через СССР, сделав остановку на курганском аэродроме. Маршрут полета был таков: Токио, Корея, Манчжурия, Чита, Иркутск, Н — Удинск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Курган, Красноуфимск и далее на Москву. (Из сводки курганского отделения ОГПУ).

Из сводки ОГПУ: «Самолет «Вервер». Молодая Япония. Пилот-навигатор Куримура, инструктор Кумакова, оба — студенты университета Токио. Прибыл в 6 часов вечера 22 июня в аэропорт Кургана. 24 июня в 6 часов вечера самолет вылетел, но вследствие неблагоприятных метеорологических условий вернулся обратно».

Дом А. А. Державина на улице Советской

Японские летчики интересовались фамилией Державина как знающего английский язык, но ввиду того, что получили необходимые пояснения от начальника аэропорта Нарышкина, частично владевшего английским языком, о Державине больше справляться не стали. Очевидно, что японцы проявили интерес к Державину как к переводчику, знающему английский язык, и непосредственная встреча его с ними не была зафиксирована. Но всё это выяснилось гораздо позже.

А 6 ноября 1937 года Державин был арестован и отправлен в челябинскую тюрьму. Какими способами из арестованного врача выбивали показания, неизвестно, но 14 ноября 1937 года он признал себя шпионом японской разведки со всеми вытекающими отсюда последствиями. На допросе Державин показал, что был завербован в 1931 году японцем, пролетавшим на самолете через Курган и останавливавшимся в курганском аэропорту. Державин с ним встретился в гостинице, куда был приглашен для проверки состояния здоровья прибывшего японца Якуми. Якуми, расспросив Державина на русском о его прошлом и настоящем, предложил «стать агентом японских разведывательных органов, на что Державин ответил согласием и дал обязательство сотрудничать с японской разведкой».

«Якуми высказал надежду на близость войны Японии с Советским Союзом и предложил мне всеми мерами, зависящими от меня, стремиться парализовать тыл с началом военных действий. В качестве практической задачи Якуми поставил подготовку бактериологической диверсии, т. е. распространения эпидемии заразных болезней среди населения, особенно в тех местах, где с началом военных действий будет концентрация живой силы наиболее высокой. По мнению Якуми, Курган в этом отношении представляет большой интерес».

В документе также указывается, что японцы Куримура и Кумакова в 1931 году во время обратного перелета останавливались и проживали в городе Кургане полтора суток и интересовались при ознакомлении с городом беконной фабрикой, мясокомбинатом и турбинным заводом.

В справке на арест Державина указывается: «Показаниями арестованного Григорьева Державин изобличается как агент японской разведки, по заданию которой он готовил акты бактериологической диверсии на случай войны. На основании изложенного Державин подлежит аресту и привлечению к ответственности по статье 58–6–9 УК РСФСР».

Узнав, что муж арестован, но еще не зная причину ареста, его супруга Татьяна Николаевна начинает писать письма в Москву Молотову, Ворошилову, Берия, Сталину, пытаясь спасти мужа. Она писала, что Державин — жертва клеветы, и просила председателя Совнаркома товарища Молотова дать распоряжение о расследовании дела врача Державина.

Заявление А. А. Державина

Но никакие просьбы не помогли, 4 декабря 1937 года Алексей Александрович Державин был расстрелян в челябинской тюрьме.

С трудом оправившись от горя, Татьяна Николаевна начинает писать письма в Москву, Челябинск, Свердловск в надежде спасти честное имя дорогого ей человека. И вот в 1940 году в Кургане и Челябинске начинается проверка по делу врача Державина.

Проверкой было установлено, что между показаниями Державина на следствии и имеющимися материалами о связях его с японцами имеется ряд серьезных противоречий. На допросе Державин указал, что был завербован японцем Якуми в гостинице, а по оперативным документам значатся Куримура и Кумакова. О посещении Кургана японцем Якуми данных не было. Встреча Державина с японцами в гостинице вообще не зафиксирована. Вещественных доказательств бактериологического вредительства не обнаружено. Показания арестованного Григорьева вообще никакого отношения к делу не имели.

Таким образом: «По материалам дела и данным проверки видно, что Державин был арестован по непроверенным сомнительным материалам, и обвинение его в связях с японской разведкой основано на самопризнании. На основании изложенного считаю, решение Тройки НКВД по Челябинской области вынесено необоснованно, обвиняемый Державин расстрелян неправильно», — помощник облспецпрокурора по спецделам Домбровская, замоблпрокурора по спецделам Машков. 1940 год.

Вот так трагически оборвалась жизнь талантливого курганского хирурга, который мог бы внести огромный вклад в развитие советской медицины.

Согласны с автором?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем