20idei
СЕЙЧАС +9°С
Все новости
Все новости

Семь лет спустя: вспоминаем, как Курган потерял троллейбусный парк

Городские власти допустили банкротство предприятия, при этом обещая его спасти

ds

После закрытия предприятия троллейбусы без стекол долго стояли под открытым небом в ожидании перепродажи

Поделиться

Первые троллейбусы в Кургане начали регулярно перевозить горожан 57 лет назад. Их движение запустили в ноябре 1965 года. Последний раз рогатый транспорт выходил на линию семь лет назад — в апреле 2015 года. Полувековой юбилей их работы в городе даже никто не отмечал. В конце 2015 года предприятие находилось уже в стадии банкротства, а сотрудники были уволены к началу ноября. Курганский троллейбусный парк «не дожил» до своего 50-летнего юбилея три недели. Подробности строительства троллейбусных линий и о запуске первых троллейбусов мы вспоминали недавно, сегодня восстановим хронологию закрытия когда-то крупнейшего пассажирского предприятия в Кургане.

Троллейбусы для курганцев почти 50 лет были удобным видом транспорта и при этом еще и недорогим. С помощью них можно было попасть из одного отдаленного микрорайона города в другой без пересадок. Линии транспорта проходили через весь город. «Рогатые» ездили по расписанию и были гораздо вместительнее сегодняшних ПАЗов. Даже в последние годы своего существования троллейбусами тогда перевозилась третья часть пассажиров.

Когда предприятия не стало, первыми их нехватку ощутили заводчане. Они были вынуждены добираться до работы на перекладных и тратить на проезд в несколько раз больше денег, чем ранее. В апреле 2016 года зауральские предприятия обратились в областной департамент промышленности с жалобой на то, что рабочие не могут доехать до заводов. В частности, это предприятия «Корвет», «Курганхиммаш», «Курганмашзавод», сообщала тогда Федерация профсоюзов Зауралья. Со временем проблему решили: на улицах города стали появляться в большом количестве автобусы ПАЗ, которые оказались очень неудобными из-за своей малой вместимости в часы пик.

Убыточное предприятие

Городской электротранспорт можно было спасти, считают депутаты гордумы. В других городах власти занимались заменой старого транспорта на новый, что повышало его привлекательность у населения, а соответственно, увеличивались доходы предприятия. Также перевозка пассажиров электрическим транспортом всегда субсидировалась из бюджета. В Кургане проблемы предприятия же накапливали годами, не решая их кардинально.

— К закрытию предприятия привела неграмотная экономическая политика администрации Кургана, высокие тарифы на электроэнергию, закрытие на ремонт дорог, по которым ездили троллейбусы, — перечислил некоторые причины 45.RU депутат гордумы Кургана Иван Камшилов.

К началу 2000-х годов троллейбусный парк нуждался в срочном обновлении. Понемногу новый транспорт начали закупать. В 2010 году на маршрут № 6 1-й микрорайон — комбинат «Синтез» выпустили сразу пять новых троллейбусов, купленных за счет федерального и муниципального бюджета, сообщали в мэрии города. Всего в 2010 году по Кургану курсировали 35 троллейбусов, но высокая стоимость электроэнергии, а это давняя проблема всей Курганской области, постепенно загоняла предприятие в долги.

В 2011 году стоимость проезда в троллейбусе составляла 10 рублей, в 2012 году ее увеличили до 12 рублей, но это было ниже стоимости проезда в автобусах. Цена билета в 12 рублей так и останется до конца работы предприятия. В то время как частники поднимали проезд до 16, а затем и до 18 рублей. В мэрии надеялись, что люди чаще будут пользоваться электротранспортом, но в старых троллейбусах, которых было на линии большинство, к примеру, зимой было не очень комфортно ездить, и пассажиры отдавали предпочтение автобусам.

При этом себестоимость поездки в троллейбусе была гораздо выше, чем за билет платили курганцы. Мэрия Кургана частично компенсировала потери предприятию. Но, как считает депутат гордумы Кургана Иван Камшилов, этого было недостаточно.

— Себестоимость проезда доходила до 25 рублей за поездку в один год и даже потом выше, а в бюджет закладывали компенсацию — 8 рублей, исходя из стоимости поездки в 20 рублей. Я много раз говорил на думе, что они неправильно считают. Расходы и долги росли постоянно. И чем больше троллейбусы перевозили пассажиров, тем больше у них становилось расходов и долгов. В других городах компенсировали 100% разницы, и это спасало предприятия, а у нас деньги выделяли исходя из возможностей бюджета, — вспомнил ушедшие события Иван Камшилов.

До вокзала на троллейбусе можно было доехать практически из любого микрорайона города

До вокзала на троллейбусе можно было доехать практически из любого микрорайона города

Поделиться

В начале 2013 года движение троллейбусов в городе начали останавливать. Так, в новогодние праздники с 1 по 8 января троллейбусы не выходили на маршруты, а с 9 января перешли на пятидневную рабочую неделю. В выходные дни троллейбусы не ездили. Так руководство пыталось сократить расходы.

«Бесконечные совещания»

Весной 2013 года мэрия Кургана создала рабочую группу по развитию электротранспорта, в которую вошли депутаты Курганской городской думы, представители администрации, МКУ «Транспортное управление» и МУП «Городской электротранспорт». Впрочем, впереди еще будет работать не одна рабочая группа, которая так и не поможет предприятию.

В 2014 году стоимость тарифа на электроэнергию составляла для «Городского электротранспорта» — 6,2 руб. за кВт•ч, что было в два раза выше, чем стоимость электроэнергии в соседних регионах, писал «АиФ-Курган».

— Опыт соседей показал, что уже при тарифе чуть выше 2 рублей за кВт•ч работа троллейбусов становится нерентабельной, — говорил тогда директор городского департамента ЖКХ Андрей Жижин.

Оплата электроэнергии занимала более 30% общих расходов МУП. Постепенно у предприятия росла задолженность перед энергетиками, которые стали отключать одну подстанцию за другой от электричества. Троллейбусы перестали ездить в микрорайоны Заозерный и Рябково. Транспорт простаивал в «парке», а значит и прибыль не приносил. В то же время затянувшийся «вечный» ремонт улицы Куйбышева тоже ограничивал работу маршрутов. Финансовые проблемы начали расти как снежный ком. У предприятия скопились долги также перед Пенсионным фондом, налоговой службой. К лету 2014 года задолженности достигли цифры в 84 млн рублей, а к концу года — почти 100 млн рублей.

На троллейбусе можно было добраться не только до вокзала, но и до аэропорта по улице Куйбышева

На троллейбусе можно было добраться не только до вокзала, но и до аэропорта по улице Куйбышева

Поделиться

В июле 2014 года глава Кургана Павел Кожевников встречается с представителями рабочего коллектива МУП «Городской электротранспорт» и заверяет их, что «город не оставит предприятие один на один с его проблемами, власти не допустят банкротства и ликвидации МУП «ГЭТ» и троллейбусы как ходили, так и будут ходить по улицам нашего города».

Здание МУП «Городской электротранспорт» долго оставалось заброшенным

Здание МУП «Городской электротранспорт» долго оставалось заброшенным

Поделиться

Словам градоначальника работники предприятия не поверили и в августе 2014 года в Кургане вышли на митинг к кинотеатру «Россия», сообщал ранее наш портал. С плакатами и требованиями сохранить троллейбусный парк пришли около 100 человек.

— Просим сохранить троллейбусный парк, может, администрация города изыщет возможности каких-то федеральных денег, — рассказывал начальник службы ремонта подвижного состава парка Алексей Веселов. — Я уж не говорю про обновление подвижного состава, выехать мы можем тем составом, который есть, если у нас будет проплата за долги по второй подстанции и по долгам по электроэнергии. Но на сегодня никаких телодвижений нет со стороны администрации.

На митинг вышли работники городского электротранспорта, которые боялись закрытия предприятия. Сотрудникам также задерживали зарплату

На митинг вышли работники городского электротранспорта, которые боялись закрытия предприятия. Сотрудникам также задерживали зарплату

Поделиться

В октябре 2014 года в ситуацию с МУП «Городской электротранспорт» вмешивается губернатор Зауралья Алексей Кокорин, который ставит задачу сохранить троллейбусное движение в Кургане. Это заявление он сделал в ходе рабочего совещания с руководителями администрации Кургана, представителями энергокомпаний и работниками МУПа, сообщала пресс-служба главы региона.

— На моих встречах с работниками многих производственных коллективов, социальных учреждений жители высказывают пожелания возобновления нормальной работы троллейбусов. Других вариантов быть не может, — сказал Алексей Кокорин.

Банкротство

Примечательно, что через два месяца после этого заявления — 4 декабря 2014 года — руководство МУП «Городской электротранспорт» обращается в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом), введении в отношении него процедуры наблюдения. Сити-менеджер Александр Поршань заявляет, что «это единственный путь спасения предприятия», и выражает уверенность, что всё наладится.

— Ряд шагов уже предпринят: троллейбусный парк получает тепло, налаживается выплата заработной платы. Сейчас прорабатываются вопросы продления троллейбусных линий, оптимизации маршрутной сети. Мы осознаем всю ответственность, которая на нас возложена, и готовы сделать всё возможное, чтобы предприятие преодолело кризис, — заявил в ходе итоговой пресс-конференции сити-менеджер Александр Поршань.

Алексей Кокорин и Александр Поршань часто заявляли, что не допустят банкротства МУП «Городской электротранспорт»

Алексей Кокорин и Александр Поршань часто заявляли, что не допустят банкротства МУП «Городской электротранспорт»

Поделиться

В январе 2015 года суд назначит арбитражного управляющего — Плешкова Андрея Владимировича. Кстати, сейчас Андрей Плешков в администрации Кургана возглавляет департамент развития городского хозяйства.

К апрелю этого же года в Кургане пассажиров возили всего 20 троллейбусов по 3 маршрутам. Затем троллейбусное движение приостановили до особого распоряжения из-за отключения тяговой подстанции № 2. Подстанция принадлежала частному лицу, которое требовало деньги за ее аренду. С одной стороны, городские власти несколько раз заявляли, что готовы погасить долги около 4 млн рублей, с другой стороны, почему-то этого так и не сделали.

Владелец трансформаторной подстанции № 2 через суд потребовал освободить ее от оборудования. Когда помещение освободили, его опечатали судебные приставы. А «рогатых» в Кургане больше не видели.

Поделиться

В июне 2015 года временный управляющий Андрей Плешков провел собрание кредиторов, на котором решили обратиться в суд с ходатайством о признании МУП «Городской электротранспорт» банкротом и введении конкурсного производства.

Через месяц в мэрии Кургана руководители города провели совещание, куда пригласили работников МУП «Городской электротранспорт». Глава Кургана Сергей Руденко и руководитель городской администрации Александр Поршань заверили присутствующих, что сделают всё возможное, чтобы сохранить предприятие.

— Ситуация действительно очень непростая. Наша позиция как руководителей города однозначна — потерять предприятие нельзя. Мы приложим все усилия, чтобы его сохранить, чтобы люди не потеряли любимую работу, — пообещал тогда Сергей Руденко.

Но слова так и остались словами. В связи с банкротством МУП «Горэлектротранспорт» работу потеряли около 180 человек. Так Курган потерял экологический вид транспорта. Пока кредиторы делили и продавали имущество обанкротившегося предприятия, общественники призывали спасти предприятие.

— Троллейбусного сообщения у нас в городе не будет. Когда троллейбусы стоят, это наносит меньше убытков. Есть предложение закупить новые троллейбусы, но это новое предприятие мы сразу обречем на провал, — заявил в феврале 2016 года замдиректора Департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики Курганской области Евгений Дмитриев «Интерфаксу».

На троллейбусах в последние годы их работы постоянно размещали объявления. Предприятие так пыталось заработать

На троллейбусах в последние годы их работы постоянно размещали объявления. Предприятие так пыталось заработать

Поделиться

В июне 2016 года на одной из интернет-площадок появилось объявление о продаже 45 троллейбусов от частного лица. Мужчина утверждал, что он приобрел 3,8 миллиона рублей с аукциона у муниципалитета, писали РИА Новости. Часть троллейбусов еще были на ходу.

— Может быть, кому-то в сад нужно поставить как вагончик, такой будет стоить около 150 тысяч рублей, а если на линию пустить для перевозки пассажиров, то до двух миллионов рублей будет стоить, — поделился рассуждениями с агентством предприниматель.

О дальнейшей судьбе этих курганских троллейбусов неизвестно.

К январю 2017 года всё имущество «Городского электротранспорта» было распродано. Оставшиеся пять троллейбусов продали троллейбусному предприятию города Ленинска-Кузнецкого.

13 сентября 2017 года МУП «ГЭТ» прекратило деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства от 26 июля 2017 года. Так завершилась почти 50-летняя история «троллейбусного парка» в Кургане.

МУП «Городской электротранспорт» образовано 25 июня 2009 года. Учредители: администрация города Кургана — 100% акций. Руководителями были: Нохрин Александр Геннадьевич, Сомов Лев Михайлович, Кудров Сергей Ананьевич, Кирпищиков Алексей Викторович, Климюк Николай Александрович. МУП прекратило деятельность в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства — 13.09.2017.

  • ЛАЙК1
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ5
  • ПЕЧАЛЬ14
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter