RU45
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Кургане

Погода+12°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +10

1 м/c,

ю-з.

768мм 34%
Подробнее
USD 92,13
EUR 98,71
Город мнение Туманное будущее усадьбы Березиных

Туманное будущее усадьбы Березиных

Значительную часть дворовых территорий Музея истории города планируется сдать малому бизнесу

Несколько месяцев назад появилась информация о том, что значительную часть дворовых территорий Музея истории города планируется сдать представителям малого бизнеса. Стоит ли говорить, что для единственной каменной усадьбы городского типа в Зауралье, сохранившей замкнутый двор с надворными постройками, с центральным домом в стиле русского позднего классицизма, этого уникального объекта культурного наследия регионального значения с гигантским потенциалом такое решение было бы смерти подобно? В то время, когда город страдает от оттока активной части населения и ищет бренд, разбрасываться ценными территориями направо и налево крайне неразумно. Это больше напоминает спланированную акцию по усиленному развитию культуры «забегаловок». Ведь «поделать-то уже ничего нельзя, Курган — город для счастливой старости и только». Я бы спросил у местных стариков — счастливы ли они, но не об этом речь. Давайте разбираться.

Жители любого города делятся на активистов, просто неравнодушных граждан и молчаливое большинство. С точки зрения представителей первых двух сословий, бывшая усадьба Березиных, а вместе с ней и Музей истории города действительно являются крайне ценными «кусочками старины», которые с каждым годом все труднее и труднее сохранять, а уж о какой-то культурной ретрансляции вопрос порой совсем не стоит. В наших руках поистине уникальные объекты, пренебрегать которыми, открыто недооценивая их историко-культурную значимость, тем более в такое непростое для российского туриста время, — абсолютно опрометчиво. Имеем ли мы право так просто распоряжаться наследием людей, которые создавали этот город, наследием, обладающим неповторимой архитектурной идентичностью, которую сегодня мы не сможем воспроизвести, наследием, способным передавать память об ушедших поколениях и судьбах нашим детям?

Именно с таким вопросом просто неравнодушные граждане, подгоняемые активистами, и приходят в администрацию современного российского города, захлебывающегося от беспрецедентного количества личного транспорта, хаотичной застройки и визуального рекламного мусора на улицах. Там, учитывая масштаб иных проблем, отказываются связывать кризис развития городских территорий с отсутствием идей и элементарной управленческой неграмотностью. А потому просто покачают головой и пообещают разобраться. Но затем манна новых налоговых поступлений затуманит жиденькие головы местных чиновников, и все эти ваши «творческие потенциалы и долгосрочные перспективы» станут совсем неубедительны. Это и есть причина того, что историческое наследие в крупном городе сегодня переживает не лучшие времена. А как вы хотели? Город должен как-то зарабатывать, пусть и примитивными методами, вроде «отдам в аренду последний акр», если по-другому не получается. И вот здесь начинаются интересы второй стороны — бизнеса.

Бизнес крупного российского города — довольно холодное и крайне прагматичное явление для того, чтобы воспринимать все эти идеи «ретрансляции культурного наследия и развития творческого потенциала» просто так. Находятся, конечно, энтузиасты с толстыми карманами, свежими головами и желанием развиваться как-то еще, и в итоге получаются довольно успешные проекты, буквально создающие бренды и городские события как конвейер. Правда, таких в России немного. Разумеется, не стоит думать, что малый бизнес — это такая бездушная машина, не знающая ни боли, ни сострадания — все общечеловеческие ценности, так старательно доносимые активистами до властей, не чужды и ему. Разве что в условиях типичного российского города, когда эта самая власть открещивается от всего нового и старается экономить, пользуясь проверенными методами выживания, развивать собственный бизнес, тем более если он относится к каким-то культурным и, прости господи, творческим сферам — не самое сладкое занятие. Поэтому даже очевидность утраты ценностей не является для бизнеса преградой в реализации собственных задумок: ресторан в историческом центре с плотными потоками посетителей — вот, что становится существенным. Добавим сюда еще и слабую волю муниципальных властей, и мы получаем то, что видим каждый день на улицах. Именно так мы выживаем.

Очевидно, что с появлением еще одной забегаловки, например, город не получит ничего, кроме новых налоговых поступлений, а в остальном — утрата значительной части собственной истории, утрата базы для будущих поколений, ну и закономерный рост транспортной нагрузки и потребности в парковочных местах в пределах квартала. А что же в этой ситуации думает сам Музей истории города? Эти товарищи, ежедневно сражающиеся за место под солнцем, пытаются не только отстоять территорию, но и строят планы развития. Говорят, что из охранной зоны памятника уже вывели некоторые объекты, а управление охраны ОКН подробной информации пока не дает. Также ходят слухи, что сотрудников «в вежливой форме» попросили пускать на территорию «всех желающих». Музей истории города является филиалом Курганского областного краеведческого музея, а потому финансируется за счет регионального бюджета, что, очевидно, не подразумевает обилия средств на какие-либо проекты. А такие проекты есть. Учитывая выгодное расположение в историческом центре города, музей строит планы по превращению в своеобразный культурно-досуговый центр. После гипотетической реставрации дворовых построек планируют создать на их базе гончарные и кузнечные мастерские, конюшни, сувенирные лавки и лавки местных производителей с использованием старинных вывесок. По сути, музей имеет все шансы взять на себя роль одного из основных звеньев городской культуры, став одним из самых узнаваемых исторических объектов, что подразумевает увеличение количества посетителей, а в глобальном смысле — внесение вклада в развитие туризма.

Правда, во всех этих грандиозных планах можно заметить некоторое лукавство по одной простой причине: мы забыли про третью группу горожан — то самое «молчаливое большинство». Это такие люди, которые ходят на работу, а вечером в супермаркеты, бегло читают новостные ленты и абсолютно спокойно реагируют на сообщения об очередных коррупционных разоблачениях, так как уже ничему в наше время не удивляются. Они были в Краеведческом музее максимум два раза, а про Музей истории города только читали в Интернете. Они уверены, что все городские активисты, если они не члены официальных политических сил, — предатели Родины и работают за иностранные гранты. Поэтому проекты, коммерческая выгода которых не ясна, воспринимаются такими людьми как попытки отхватить кусок денежного пирога. Попытки как-то повысить их заинтересованность в городской жизни и перевести в касту «неравнодушных граждан» работают лишь на процентах десяти — все остальные так и остаются прагматиками/скептиками/реалистами, или как там еще они себя называют. На фоне всего этого «развитие культуры и творческого потенциала» будет восприниматься оставшимися 90 процентами с нескрываемой насмешкой. «Зачем развивать творчество, если в городе не хватает детских садов?» В голове этих людей детские сады, как социальная необходимость и творческая реализация, как нечто абстрактное и непонятное, лежат в одной плоскости управленческих задач, а потому возникает диссонанс в понимании причин и следствий.

То есть музей может строить огромные планы, но то самое «молчаливое большинство» в паре с городской властью, которой оно очень удобно и близко к сердцу, поддерживаемое малым бизнесом, вектор интересов которого вполне гармонирует с примитивными потребностями вышеназванных категорий, будет являться практически непробиваемой стеной для неравнодушных граждан. В данном случае выход видится лишь в широком общественном резонансе, создать который будет очень непросто, учитывая сложившуюся ситуацию. Преодолеть стойкий прагматизм и инерцию в пользу развития творческого потенциала, сохранения культурного наследия и спасения города можно только на энтузиазме отдельных групп активных людей. Каждый из нас должен понимать значимость исторических памятников, значимость социального капитала и необходимость создания дружелюбной для жителя среды — это простейший рецепт существования постиндустриального города в современной России. Неужели мы не желаем ему добра?

Предыдущие записи автора:

Роман Овчинников.

Живет в Кургане. Урбанист, инженер, блогер, фотограф-любитель и общественный деятель. Инициатор проекта «МойКурган». Закончил факультет транспортных систем КГУ.

Занимается исследованиями городской среды, краеведением, а также «зелеными» технологиями.

Блог.

Роман Овчинников
Фото: Фото автора
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем