Месяц назад в Курганской области назначили врио директора департамента здравоохранения. Им стал Алексей Сигидаев, ветеран военной службы, работавший в регионе в 2020 году в составе сводного медицинского отряда Министерства обороны. 45.RU пообщался с Алексеем Сигидаевым об отношении зауральцев к департаменту здравоохранения, нехватке кадров, ситуации в БСМП, вакцинации и оказании плановой медицинской помощи в условиях пандемии.
С февраля 2015 года должность директора департамента здравоохранения Курганской области занимала Лариса Кокорина. В марте 2021 года ее утвердили на должность заместителя губернатора региона по социальной политике. До прихода Алексея Сигидаева исполняющим обязанности руководителя департамента здравоохранения была Елена Островских.
«Человек может любой бред в адрес департамента написать»
— В период пандемии стало заметно, насколько увеличилось количество жалоб о качестве медицинской помощи. Какая часть из них подтверждается? Как вы работаете с ними?
— Все поступающие от жителей региона жалобы, будь то прямые обращения в департамент либо комментарии и посты в соцсетях, проверяются, но обоснованных сообщений среди общего потока немного.
Человек может написать всё что угодно, бред в адрес департамента, что ему не оказали медицинскую помощь, не вовремя приехали и так далее. Начинаем прозванивать, разбираться. А потом выясняется, что ему показалось или было плохое настроение.
Вот пример, женщина самостоятельно сдала мазок на ковид, ей пришел положительный результат, и она пожаловалась, что ее не обеспечили лекарствами. Начинаем отрабатывать, выясняем, подтверждаем. Приехала бригада по указанному женщиной адресу, привезла бесплатные лекарства. Дома никого не оказалось, поэтому лекарства оставили на двери в пакете, сфотографировали. Оказалось, что мадам живет в садоводстве, сама себя изолировала, умышленно дала департаменту неправильные координаты, потому что не доверяет, якобы ее данные могут передать в банк и там повесят кредиты.
Вы понимаете, сколько работы было проделано? Эпидбригада выезжала несколько раз, потратили кучу времени. И это в пандемию, когда люди умирали от тяжелого течения ковида. В этот момент десять человек нуждались в бригаде. И они все могут написать жалобу, что к ним эпидбригада не приехала и не оказала медпомощь. И кто в этом случае виноват? Департамент, врачи? И таких случаев полно.
Еще одна жалоба была на работу медиков от родственников пациента, которого держали на кислородной поддержке. Случай был в красной зоне: человек сидит, кислородом дышит. Ему говоришь: «Вам уже кислород не нужен, освободите, пожалуйста, койку, давайте вас выпишем». Он: «Я боюсь без кислорода». Ему объясняешь, он звонит маме, папе, они — сразу в суд, пишут жалобу, что их бедного сына выписывают, а он еще нуждается в кислороде. В итоге мы были вынуждены ему оставлять койку.
— Жалуются ли на грубость медработников?
— Фельдшер БСМП, молодая девушка, приехала на вызов. Зашла — лежит мужчина весом больше 100 килограммов. Ему надо оказать медицинскую помощь. Девушка попросила помочь ей, но те, кто там сидели, сказали: «Зачем мы будем помогать, ты за это зарплату получаешь». Могут обозвать еще по-всякому матом.
А потом от них идут жалобы на то, что медики приехали, нахамили, попросили помочь доставить до скорой помощи. Такие вот вбросы, мусор, оскорбления в адрес девушки. И таких вызовов у нее порядка пяти-семи. Вы бы на такой должности долго проработали, фельдшером?
Алексей Сигидаев стал врио главы зауральского департамента здравоохранения 22 ноября 2021 года. Сигидаев был старшим группы прикомандирования Минобороны, которая прибыла в Зауралье в октябре прошлого года для оказания помощи курганским врачам в лечении пациентов с COVID-19. Алексей Сергеевич Сигидаев окончил военно-медицинскую академию им. С. М. Кирова. Кандидат медицинских наук. До ноября 2021 года был преподавателем военно-медицинской академии им. С. М. Кирова.
Откройте любой сайт, где написано «департамент здравоохранения», там начинается: «негодяи, плохие, не работают, обедают». Даже круглый стол мы организовали, там комментарии: «Зажрались, у них на столе мандарины и чай». Это нормально? Это здравомыслящие люди пишут? Хотите, сбросимся и нуждающимся купим мандаринов в честь Нового года, если для них это роскошь.
В настоящее время в департаменте вакантных должностей более 20%. Всех людей, любителей критиковать (они же всезнайки), которые знают, как правильно управлять страной, строить современные здания, больницы, как всех вовремя и справедливо обеспечить лекарствами, платить бесконечно высокие зарплаты без резерва денег... Знают, как правильно оперировать, пересаживать сердце, а самое главное — как угодить им подобным комментаторам, милости прошу к нам на службу. Я лично их приглашаю и буду прислушиваться! Знаешь, умеешь, хватит писать — помоги нам делом!
— Как вы хотите переломить негативное отношение зауральцев к департаменту здравоохранения? Возможно ли это?
— Если все люди в белых халатах вспомнят, что они врачи, фельдшеры, медсестры и что у нас стоит одна задача — укрепление здоровья и сохранение жизни населения Курганской области, тогда к нам будут обращаться хорошо. А вообще, главный посыл к руководителям медучреждений, врачам, фельдшерам, медицинским сёстрам, всем сотрудникам наших больниц я хотел бы обозначить фразой из мультика про кота Леопольда: «Давайте жить дружно!».
О проблеме кадров: «Кто поедет в регион, где говорят, что область — это болото?»
— Кроме коронавируса, никуда не исчезли другие заболевания. Как сейчас распределены силы врачей между пациентами с ковидом и другими диагнозами, нет ли перевеса?
— На оказание плановой медицинской помощи сильно влияет дефицит кадров. Специалистов не хватает в регионе. У нас 23,8 врача на 10 тысяч населения, это очень мало. Часть из этих врачей оказывают медпомощь больным ковидом. На место этих врачей никто не пришел. У нас нет людей, которые в пандемию ушли в отпуск или чаепитием занимаются и поэтому не оказывают плановую медицинскую помощь.
— Как это исправить?
— Нужно снижать негативный фон вокруг Курганской области. Кто поедет в регион, где говорят, что это болото? У меня дети пошли в школу в Кургане. Им говорят: «Вы что сюда приехали, отсюда все уехали в Питер, Москву, а тут болото». Идешь в магазин, слышишь: «Вы из Питера, тут болото, зачем приехали?» Куда ни придешь — все называют болотом. Менталитет у местных жителей почему-то такой.
— Что вы отвечаете на такие замечания?
— Почему не говорить, что Курганская область — великолепный регион, прекрасный, природа шикарная. Сейчас всё ремонтируется и строится, новые медорганизации и ФАПы, проводится капремонт всех стационаров. Придворовые территории больниц ремонтируются. Почему не говорят, что прекрасные у нас дороги?
Здравоохранение у нас хвалят на всех селекторах. Курганскую область ставят в пример потому, что скорая помощь по хорошим дорогам к больницам едет. Губернатор у нас выделяет средства на поощрение медицинских сотрудников. Постоянно оснащают медучреждения, огромное количество оборудования, современные лаборатории.
Год назад, когда я сюда приехал, первое, что отметил, — тут было такое оборудование, которого мы не видели или которое на слайдах только наблюдали. Обеспечение лекарственными препаратами по ковиду было на высшем уровне. Об этом люди не говорят.
Я долго жил в Санкт-Петербурге, был в командировках почти по всей России. Могу точно сказать — в Курганской области не хуже, а лучше.
— И все-таки как исправить ситуацию с плановой помощью? Нам часто поступают запросы по поводу сложностей с записью к специалистам и даже к терапевтам.
— Не все жители хотят учитывать действующую в регионе маршрутизацию пациентов, что вновь приводит к жалобам. Мы стараемся изо всех сил, разрабатываем дорожную карту, маршрутизацию, перераспределяем силы, подключаем ЦРБ, чтобы люди привыкли, что сделать МРТ и КТ можно не только в Кургане. У нас КТ брошено в красную зону.
«Поэтому, люди, пожалуйста, для плановой медицинской помощи езжайте в район и делайте там КТ»
Но у нас опять жалобы: «Почему я живу в Кургане и должен ехать в район?» И затем жалоба поступает о том, что вовремя не оказали помощь. И мы вынуждены отвечать.
О ситуации в БСМП: «Не хотят исполнять обязанности, но требуют огромную зарплату»
— Одна из главных проблем, на наш взгляд, — отток медработников в соседние регионы с большей зарплатой. Как решить эту проблему и можно ли ее вообще решить?
— Например, в соседней Тюменской области оплата труда, может, и выше, но там за нее «работать надо». А у нас за эту зарплату стоит написать письмо в СМИ с жалобой, и на их сторону встают все жители Курганской области. И им просто так должны повысить зарплаты. Те деньги, которые здесь получают врачи, за эти деньги в других регионах нужно работать и вкалывать в поте лица, ездить в командировки и лечить людей.
— Прокомментируйте, пожалуйста, историю с курганской БСМП, врачи которой написали открытое письмо. Обращений от врачей больницы было много, несколько раз проводились проверки. Я общался с врачами, результатами проверок (в том числе последней проверки департамента) они недовольны.
— Мы подняли все документы, проверили, изучили. У меня сформировалось субъективное мнение. Если оно неправильное, значит, неправильное. Если я ошибаюсь, мне не стыдно принести извинения. Но пока считаю, что сидят люди, которые не хотят выполнять план, перерабатывать и работать сверх нормы, делать что-либо, что входит в их обязанности, но за это требуют огромную заработную плату.
Проверка показала, что в БСМП стационар не выполняет план по лечению и такая ситуация уже несколько лет подряд. Это значит, что, когда ты заключал трудовой договор, ты должен выполнять свои обязательства, к примеру, делать 100 операций или 100 инъекций, 100 мазков брать. Люди сообщили, что получают недостойные зарплаты, не выполняя при этом план. А у больницы кредиторская задолженность была на тот момент (долги образовались в том числе и потому, что план выполняли на 60%, а зарплату платили, как будто план был выполнен более чем на 100% — пояснение представителей депздрава. — Прим. ред.).
При невыполнении плана, при огромном количестве обоснованных жалоб на БСМП шантаж и вымогательство больших зарплат считаю некрасивым поступком. Люди считают, что при невыполнении плана по лечению людей могут забирать у своих коллег врачей из других стационаров их честно заработанные надбавки! То есть на регион пришло определенное количество денег по программе ОМС, и они будут выплачены специалистам за оказанные услуги. Количество этих денег ограничено. Если кто-то не выполнил план, то, соответственно, недополученные средства переходят в другой стационар и в качестве поощрения начисляются специалисту, который этот план выполнил или перевыполнил. А у нас получается, что цари в БСМП, не выполняя план, требуют оставить надбавки и даже их увеличить, то есть не отдавать врачам, которые за них делают всю работу!
Сотрудники других больниц, зная ситуацию с БСМП, с открытыми письмами почему-то к нам не обращаются. Это тоже наводит на размышление, что за коллектив в БСМП и стоит ли с ним связываться!
— Как регулируются зарплаты врачей?
— Деньги врачи получают по федеральному законодательству. Не я начисляю зарплаты. Все факты по начислению зарплаты никто не выдумывал. Эти сотрудники заполняют справки, 2-НДФЛ, их можно посмотреть, сколько они получают, и взять базу — сколько у них план, сколько они оказали медпомощи, сколько поступило жалоб. Всё остальное — это поощрения. Главврач может поощрять своих сотрудников, если соблюдаются определенные критерии — нет жалоб, если выполнил план и так далее.
В итоге сотрудник, работающий с утра до вечера, делающий кучу операций, работающий без нареканий, — он будет справедливо получать больше денег, чем тот, который не выполняет план, на которого куча жалоб, но он требует огромную зарплату и ее повышения.
— Вы общались лично с теми, кто участвовал в составлении обращения?
— Некоторые сотрудники БСМП, считающие, что их недооценивают, получают по 130–170 тысяч рублей. Когда их вызываешь к себе, начинают говорить: «Я не могу, у меня прием в частной клинике с часу». Вопрос — если вы пишете, что работаете на двух-трех ставках, то как человек с таким количеством ставок может работать в частной клинике?
— На этом проверка закончена?
— Сейчас ее ведет уже другое ведомство. На уровне департамента здравоохранения мы проверили. От правоохранительных органов нам пришли запросы.
— Врачи говорят, почему увольняются из зауральских медучреждений?
— Нужно смотреть, по какой причине уволился сотрудник, и проверить, устроился ли он на работу в медучреждение в другом регионе. Может, он уехал к родственникам, ушел на пенсию, может, у него ребенок родился. Когда четыре сотрудника по непонятным причинам уволились, мы стали разбираться почему.
Выяснилось, к примеру, что у одной декретный отпуск, с ребенком уехала к родителям в соседний регион, но не устроилась на работу. Основная масса, кто у них уволился, перевелись в другие стационары, красные зоны, чтобы получать больше денег.
Вбросы и недоверие властям — почему зауральцы не хотят вакцинироваться
— Вы сами когда и чем привились?
— Я привился вакциной «КовиВак» в июле этого года. До этого тяжело болел. Коллеги, с кем мы в адских условиях заболели до завершения разработки вакцины, к сожалению, умерли.
— Как вы думаете, почему люди боятся вакцинации?
— Основная причина — вброс массовой бредовой, глупой, необоснованной информации. В пандемию у людей появилось много свободного времени, читают и начинают (в эту информацию. — Прим. ред.) погружаться. Любому человеку если дать много свободного времени, он сам себе депрессию нарисует.
Другая причина — недоверие властям и привычка критиковать всех. Хочу поблагодарить всех, кто все-таки сделал прививку от COVID-19. Благодаря вам у нас снижается заболеваемость, в отличие от соседних регионов. У нас уровень вакцинации больше 65%, это хороший показатель как для РФ, так и для лучших стран Европы, Америки. С учетом переболевших менее полугода назад мы уже почти достигли 80-процентного коллективного иммунитета.
Сейчас уровень заболеваемости снизился, количество «красных коек» и эпидбригад сокращаем. Мы возвращаемся к оказанию плановой медицинской помощи. У нас было три тысячи коек, на сегодня 720 развернуто. Мы разгрузили несколько ЦРБ, крупный стационар города — госпиталь ветеранов войн. Если у нас опять нахлынет пандемия, тогда будем решать по мере возможности.
— А что скажете по поводу продажи QR-кодов? Сейчас дело расследует полиция.
— Такие люди работают против страны, человечества. По законам военного времени их бы вывели на площадь и расстреляли.
О стиле работы: «Мне нравятся военный склад ума и военные порядки»
— Чем вы руководствуетесь в работе? Вы по стилю больше военный или медик?
— Я сейчас не военный человек и не совсем врач, я не занимаюсь врачеванием, не за это получаю заработную плату. Военный склад ума и военные порядки мне нравятся. Честь, совесть, стыд, порядок, вера в Бога — это те добродетели, которые сдерживают от совершения плохих поступков. Я этого придерживаюсь и хотел бы, чтобы все люди этого придерживались. У нас почему-то поменялся менталитет у людей. То, что я перечислил, люди могут пренебрегать этим — без стыда говорить и писать всё что угодно, не неся ответственности и не боясь Бога. Дают слово и не держат его. В армии такого нет, в ней за слова нужно отвечать. А за порчу чести и достоинства ответить придется по-взрослому!
Я пока учусь дипломатическим взаимоотношениям с подчиненными. Раньше всё было гораздо проще — пришел младший по званию или должности, ты ему отдал приказ, он должен выполнить.
— Готовы ли вы поделиться планами работы или требуется больше времени чем месяц?
— За месяц со всеми аспектами руководства департаментом не разобраться, для этого нужен минимум год. Это только по мнению некоторых комментаторов, человек, который только заступил на новую должность, за месяц должен уже во всем разобраться, раздать всем большие деньги, всех поощрить, обеспечить всем необходимым, разрешить все накопившиеся проблемы. К слову, в армии спрос с назначенца начинается через год службы в этой должности. В СССР не зря было понятие пятилетка. План выполнения задач и достижения цели ставили на пять лет. Справедливым и правильным будет, наверное, спросить у врачей, главврачей, сотрудников депздрава, жителей нашего региона, как они считают, что я за месяц тут уже успел сделать!