21-летняя Анастасия Лукиных из Кургана готовилась к рождению ребенка два года. С мужем они ведут здоровый образ жизни: он тренер по тхэквондо.
— Мы не курим и не пьем с мужем. Это должен был быть первый ребенок, — рассказывает девушка.
Они поженились 8 сентября, уже 27-го мужа призвали по повестке. Он уехал в воинскую часть в Елани. Девушка готовилась к родам под конец года в роддоме на улице Советской.
— 1 декабря я почувствовала себя плохо, начались схватки (была 38-я неделя). До этого всё было нормально: скрининги, УЗИ. Мужу написала, что мне плохо, он сказал вызвать скорую. Я вызвала скорую, меня доставили в перинатальный центр, — рассказывает собеседница 45.RU.
В центре ее приняли, осмотрели и сказали, что нужно готовиться рожать.
— Меня осмотрел врач, сказал, что шейка матки готова и я скоро буду рожать. Предложили лечь на сохранение, я согласилась. Прошло две недели. За это время схватки повторялись несколько раз. Врач меня осматривала 5-го декабря, считала вместе со мной схватки, говорила, что они тренировочные и так организм готовится к родам. Врачи меня осматривали раз пять за две недели, в основном — дежурные, студенты, стажеры (у них на бейджах было написано).
По словам Анастасии, она жаловалась на то, что спину тянет, были боли в животе.
— Мне без осмотра говорили: ничего страшного, это у тебя пробка отходит. 12 декабря трех женщин осмотрела врач, собрала карты и покинула кабинет. Меня осмотрел врач-стажер. <...> Мы высчитывали по таблице шевеления, у меня было по десять, я не переживала.
12 декабря после отбоя девушку, по ее словам, вызвали на КТГ.
— Я удивилась, но пошла. Минут 50 пролежала под датчиками, затем меня отправили спать. Утром в 05:40–05:50 меня пригласили туда, снова подключили к датчикам. Я спросила: «Что-то не так?» Сказали: «Всё нормально, ждем дежурного врача для осмотра». Предложили погулять, я пошла в палату. Минут через 20 пришла врач. Я слышу, что она кричит на посту: «Почему вы мне сразу не сказали? Быстро ее в смотровую», — вспоминает собеседница.
После, рассказывает Анастасия, врачи положили ее на кушетку. Она заметила, что врач нервничает, и снова спросила, всё ли в порядке.
— Она ответила, что всё нормально. Потом сказала, что нужно звать врача УЗИ. Мне сказали пойти погулять. Я побежала в палату собирать вещи. До этого у меня было трехкратное обвитие пуповиной, на УЗИ это увидели, и было маловодие, — то есть, на мой взгляд, все показания для кесарева. Хотела надеть компрессионные чулки, пошла в ординаторскую. Был врач Коваленко, сказал не плакать, сказал, что врачи на планерке, скоро осмотрят. «Не переживай, никакого кесарева, родишь сама без проблем», — продолжила рассказ собеседница 45.RU.
Девушка вспоминает, что на УЗИ в смотровую ее позвали в 08:15 — туда же пригласили психолога.
— Мне сказали, что, к сожалению, плод замер, сердцебиение не прослушивается. Я в это не поверила, начала кричать, что пишу отказ, поеду в платную на УЗИ и ребенок жив. Но меня успокоили тем, что на втором этаже есть много кабинетов, где смогут провести эту процедуру. В другом кабинете мне сказали то же самое. Потом — что вызовут роды: «Родишь сама, без проблем». В 10 часов мне проткнули пузырь, в 15:30 начались роды, в 15:56 я родила ребенка, — говорит Анастасия.
По ее щекам в это время катятся слезы. Эту же историю по минутам она уже рассказала следователям. Сейчас в СУ СК России по Курганской области по данному факту расследуется уголовное дело по ст. 293 УК РФ (халатность). Председатель СКР Александр Бастрыкин контролирует ход расследования и поручил руководителю управления СК региона Богдану Францишко доложить о результатах.
— Мужу по семейным обстоятельствам дали отпуск — десять дней, 15 декабря он забрал меня, привез в стационар кожвена, где мне назначили уколы (была сильная сыпь по всему телу, из-за которой ранее девушка уезжала из центра на пару дней лечиться в кожвендиспансер. — Прим. ред.), — продолжила Анастасия.
В декабре супруги нашли адвоката, обратились в прокуратуру. Историю своей беременности девушка рассказала в соцсетях и начала получать десятки историй от жительниц Кургана. В каждой они пишут о своих неудачных родах или погибших детях. Все эти истории девушка объединила в одном чате и составила коллективное обращение в администрацию президента Владимира Путина (десять лет назад он, будучи премьер-министром, посещал строившийся объект). И отправила заказным письмом. Ответа пока не поступило.
В ответе депздрава на первое обращение отмечается, что «оказание медицинской помощи пациентке Лукиных А. В. осуществлялось в соответствии с порядками и стандартами оказания медпомощи».
— По фактам, указанным в обращении, в части оказания медпомощи в родах студентами медицинских вузов и врачами-стажерами — пациентка дала информированное добровольное согласие на их участие в медицинских манипуляциях и проведении осмотров, — отмечается в ответе.
Директор департамента здравоохранения Курганской области Алексей Сигидаев выступил с заявлением по поводу ситуации Анастасии и коллективного письма женщин. Департамент, безусловно, проведет проверку по всем случаям, описанным в обращении, объяснил он.
— Как директор департамента, я уже пригласил инициатора коллективного обращения для детального разбора. По результатам проверки, если будут выявлены ошибки, виновные понесут наказание. Департамент заинтересован в повышении качества оказываемой помощи, и мы готовы вместе с пациентами разобрать все эти случаи и отстаивать их интересы, — сказал Сигидаев.
Он отметил, что перинатальный центр — это «специализированное медицинское учреждение, куда маршрутизируются пациентки с выявленной патологией у плода и пациентки, для которых в силу различных причин (от состояния здоровья до генетической предрасположенности) сами роды и беременность являются риском для их собственной жизни».
— С 22-й недели беременности именно сюда маршрутизируются пациентки с выявленной патологией у плода, у которых уже наличие этой специфики несет риск развития осложнений. К сожалению, вплоть до летальных исходов. Мы соболезнуем женщинам, которые потеряли беременность. Однако врачи центра борются за жизнь каждого малыша и каждой мамы, — добавил Алексей Сигидаев.
Анастасия подтвердила, что ее приглашали в депздрав, но пока эту встречу перенесли из-за загруженности директора департамента. По словам девушки, больше на связь с ней, в том числе из перинатального центра, никто не выходил.
— Не помню, кто говорил в родовой, мол: «Ты молодая, еще родишь. Бывает, что матку удаляют, вот им реветь надо. А у тебя роды прошли замечательно, еще родишь без проблем, через полгодика попытаешься». Это меня так успокаивали... Они меня даже записали в центр планирования семьи, но я отказалась и ответила, что у меня муж сегодня-завтра на СВО уедет!
Мужем Анастасия гордится и называет патриотом.
— Находясь в Елани, в декабре он очень радовался: дата отправки еще не была известна — надеялся увидеть сына, забрать нас хотел самостоятельно. Не получилось. Забирал меня одну.