Курганец Владимир Иванов показывает окно своей комнаты, которое утеплил одеялами, но из которого всё равно несщадно дует. В девяти квадратных метрах он попытался уместить всю свою жизнь: это помещение — единственный дом пенсионера.
— Из подоконника сильно дует. За 35 лет, что я там прожил, я постарался всё сюда перевезти — вот мои два шифоньера с вещами, — махнул он рукой в ограниченном пространстве.
Эту комнату в трешке в Шевелевке ему выделила администрация города. Случилось это, когда полтора года назад общежитие по Машиностроителей, 19 у моста ЖБИ начало разрушаться. Тогда, вечером 19 апреля 2022 года администрация, МЧС, полиция экстренно эвакуировали жителей. Им сказали забрать свои вещи и документы, но о том, что горожане больше никогда не будут жить в доме 1954 года постройки в тот момент собственники и не думали. Признанная аварийной трехэтажка была снабжена маяками — и как только трещины поползли, всех курганцев отправили в гостиницу.
— Я думал, что с нашим домом решится вопрос, что мы приняты в какую-то программу, а мне во всём отказ. Ситникова (глава города. — Прим. ред.) была у меня в комнате и говорила: «Не волнуйтесь, всё будет нормально». Я тогда не уехал, сначала остался, но отключили свет, отопление... продолжать жить там было невозможно, — вспоминает Владимир.
После нескольких недель в гостинице временно бездомному предложили четыре варианта помещений на выбор. Одно из них по улице Карельцева и стало приютом для пенсионера.
— Мне дали маневренный фонд — комнату 9,3 кв. метров в трехкомнатной квартире. Я думал, что маневренный — это временно, ведь нас аварийно в ЧП приехали и вывезли: «Дом упадет, вы в опасности, надо расселять». Вот с 19 апреля мы жили в гостинице, а потом всех растолкали. Я три варианта посмотрел, но мне только это подошло — поликлиника рядом и первый этаж, я инвалид первой группы.
За пределы комнаты пенсионер старается не выходить из-за соседа, который был не рад, по словам Владимира, еще одному жильцу.
— Там шифоньер-мужик, у меня с ним отношения не получились. Он говорит: «Будешь жить, как я скажу», — не сложилось, — рассказывает мужчина (соседа в тот момент в квартире не оказалось).
Летом пенсионер гостил у знакомых в СНТ, а теперь вернулся в город. В доме по Машиностроителей, 19 у него в собственности была комната в 20 квадратов. И она была единственным жильем собеседника: комнату, говорит, он получил от предприятия и приватизировал.
— Я был женат, была семья, работал бригадиром в столярном цехе. Работали в Заозёрном, делали окна и двери, — вспоминает Владимир и показывает на фото себя в молодости.
В 2020 году, рассказывает, когда дом только признали аварийным, и ему предложили компенсацию в 650 тысяч, с которой курганец не согласился. После расселения уже в 2022-м и переезда в комнату курганец обратился в прокуратуру, чтобы ему помогли хотя бы с ремонтом комнаты. Но его главным желанием остается новое жилье взамен комнаты в аварийном общежитии.
Сейчас в городском суде идет процесс в защиту прав Иванова, ответчиком в деле выступают администрация Кургана и департамент ЖКХ. В иске прокуратура просит взыскать выкупную стоимость аварийного жилья в пользу собственника.
— Я что здесь, помирать буду в этой комнате? Я лишен собственности, какая была прелесть-комната! Как мне дальше жить?
Мы запросили в администрации города информацию, когда будет проведен ремонт в комнате, выделенной Владимиру, и когда будет выделено новое жилье. В установленный законом срок на запрос редакции не ответили.
Отметим, что из-за этого аварийного общежития по Машиностроителей в сентябре состоялся другой суд, фигурантом дела о халатности и превышении полномочий стал руководитель регоператора «Чистый город» Андрей Жижин, который в то время работал на разных должностях в администрации Кургана. Его обвиняли в том, что он как руководитель не принял меры, чтобы вовремя расселить людей. Но суд 13 сентября вернул дело прокурору «для устранения препятствий для рассмотрения дела судом».
Дом был признан аварийным в 2017 году из-за физического износа, но расселить жителей и снести общежитие планировалось только 31 декабря 2027 года.