В мае при природном пожаре полностью сгорело татарское село Юлдус в Курганской области. Без дома осталась и 83-летняя жительница Фания Хафизова. Областные власти пообещали пострадавшим сертификаты на восстановление жилища. Но пенсионерку оставили на улице, и всё из-за бюрократии. Эту историю нашим коллегам из 116.RU рассказал ее сын, тоже житель Юлдуса Рузан Хафизов.
У Фании Хамидулловны обычная биография: всю жизнь прожила селе Юлдус, воспитала двоих детей, работала в колхозе на ферме. В 60-е с ныне покойным мужем (ликвидатором аварии на Челябинск-40, кавалером ордена Трудового Красного Знамени) построили дом на Молодежной, 40. В последнее время Фания Хамидулловна жила в нем вместе с внуком. Так продолжалось до рокового 7 мая 2023 года, когда природный пожар уничтожил всё татарское село. В том числе и домик Фании Хамидулловны.
— Сгорело всё. Даже все семейные фотографии, награды, — вспоминает Хафизов.
Пережив это горе, пожилая женщина столкнулась с новой неприятностью. Власти пообещали, что погорельцам села Юлдус выдадут сертификаты на строительство нового жилища. Однако Фании Хамидулловны в списках на получение такого сертификата не оказалось. И вот почему. До пожара пенсионерка записала недвижимость на внука (племянника нашего собеседника), чтобы в случае чего между многочисленными родственниками не возникло недоразумений. Сама оставалась прописанной в доме. Но сертификат выдали только на собственника, то есть на внука.
— Ее не записали в члены семьи. Маме сказали: «Ты не прямой родственник хозяину дома, и тебе ничего не причитается» (скорее всего, имеется в виду родственник первой линии. — Прим. ред.). Получается, что наше государство бросило 83-летнюю старушку на произвол судьбы, хотя она прожила в этой деревне, в этом доме 63 года, — сокрушается Хафизов.
Стоит отметить, что размер компенсации зависит от количества человек, которых внесли в сертификат, поэтому внук получил только ту сумму, которая положена ему. Больше всего бабушке больно от того, как с ней поступили чиновники.
— Бабушка внука ни в чем не укоряет. У него своя семья, жена, дети. Она иногда говорит: «На камеру сожгу свой паспорт, так как от меня государство отвернулось», — сокрушается Хафизов.
Все-таки совсем на улице Фания Хамидулловна не осталась. Сейчас она живет у нашего собеседника, дом которого чудом уцелел. В такую же ситуацию попали 4 их односельчанина.
Напомним предысторию. Село Юлдус несколько веков назад основали татары, которые бежали с Поволжья, желая сохранить свою религию. В начале мая лесные пожары уничтожили этот населенный пункт и еще несколько деревень дотла. Более 200 домов сгорели прямо на глазах у хозяев, 6 человек погибли. Огонь обошел стороной только мечеть, школу, клуб и одну небольшую улицу. Через несколько дней после пожара местные жители записали видеообращение к властям Татарстана. Они попросили помочь отстроить их село. Республика действительно подключилась к восстановлению.
Но основная помощь ожидалась от Кургана. Власти региона пообещали выдавать жилищные сертификаты на строительство новых домов. Однако у жителей Юлдуса и других деревень возникли вопросы к тому, как раздаются эти компенсации и как рассчитываются суммы. Странным образом в списке оказываются не все прописанные в доме, а, например, только собственник. В ответ на их жалобы им предлагают взять ипотеку.