В Курганском областном художественном музее до 24 ноября открыта выставка «Иконы святителя Николая Мирликийского XVI–XX веков» (0+). На ней представлены шесть икон из коллекции музея, 15 — из Музея русской иконы имени Михаила Абрамова и один образ — из частного собрания коллекционера Сергея Ходорковского. Специалист отдела изобразительного искусства Алена Бастрикова рассказала 45.RU о трех наиболее интересных экспонатах. По ее словам, «сейчас важно обращение к вере в наше нестабильное сложное быстротечное время».
Николай Чудотворец (он же Николай Угодник, Николай Мирликийский) — христианский святой. Он родился во второй половине III века, в городе Патары. В России Николай Чудотворец является одним из наиболее почитаемых святых.
Крест Голгофский. Икона «Святитель Николай Мирликийский (Можайский)». Житие святителя в восьми клеймах на створках
Икона – около середины XVII века. Рязань
Складень-кузов со створами – первая половина XIX века. Рязань.
Дерево, темпера
Это собственность Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Экспонат уникален историей своего создания. Когда-то это была большая храмовая единая икона с обширным житийным циклом. В центре было изображение святого, а на полях в отдельных композициях (клеймах) — сюжеты из его жития, благочестивой жизни.
Икона создана в XVII веке в рязанских землях. Она, возможно, пострадала во время пожара. Те части, которые уцелели, вырезали из нее, и уже в XIX веке сделали деревянный складень-кузов. Когда люди вставляли эти клейма в складень, так получилось, что их вставили в неверном порядке. Некоторые клейма перепутаны по хронологии событий.
Среди них — избавление трех мужей от казни. Николай Мирликийский остановил казнь трех невинно осужденных мужей. На этой казни присутствовали трое воевод, на наш манер — чиновники. Спустя некоторое время их тоже невинно осудил император Константин. Они попали в заключение в темницу и просили Николая Мирликийского их освободить. Он явился сначала к ним, а затем — самому императору Константину с просьбой освободить невинно осужденных уже воевод.
В центре тоже достаточно уникальное изображение самого Николая Мирликийского. В данном случае это Можайская иконография. Иконография — это тип изображения святого на иконе.
С иконой связана такая история. Во времена татаро-монгольского нашествия образ святого Николая защитил город Можайск. Жители вручили мирному святому меч, в другой руке у него — макет города-крепости Можайска. Конкретно на этой иконе меч напоминает восточную саблю, что совсем не характерно для такой иконографии. Еще над головой святителя — двускатная крыша, которая не встречается на иконах, и текст — строчка из тропаря, посвященному святителю Николаю Мирликийскому: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя».
Святитель Николай Мирликийский (Великорецкий) с 16-ю клеймами жития
Середина – третья четверть XVI века. Псков
Дерево, темпера, резьба по левкасу
Эта икона из коллекции Сергея Ходорковского. Это единственная частная собственность, представленная на выставке. Житийная икона. У Николая Мирликийского очень обширная система чудес, которые он совершил: и при жизни, и после смерти. Житийные иконы с его изображением очень крупные. Одна из самых больших включает в себя 84 клейма. Здесь их всего 16.
Житийный цикл начинается обыденно: это рождество святого, затем крещение. Кстати, первое чудо, которое совершил Николай Мирликийский, связано с моментом его крещения, потому что он сам, будучи младенцем, три часа простоял в купели не поддерживаемый никем. Купель изображена на фоне храма, но на самом деле имеется ввиду, что крещение происходит внутри здания. Одновременно показано, где и что происходит. Раньше иконописцы еще не умели изображать интерьер.
Три клейма посвящены поставлению Николая Мирликийского в церковное служение — в дьяконы, архиереи и епископы. Редко они все встречаются.
Этот образ уникален еще и своим фоном. Такая глубокая золотая резьба довольно редко встречается на иконах. Такой объемный растительный орнамент.
Сам образ Николая Мирликийского восходит к очень древнему иконографическому типу. Это иконография Великорецкого. На всех иконах мы читаем: «Николай Чудотворец», «Николай Мирликийский», а здесь — «святой Николай Великорецкий». Великорецкая иконография возникла еще в XIV веке на берегу реки Великая, эту икону нашли в вятских лесах. Ее поместили в церкви, которая сгорела. Образ остался нетронутым, поэтому его стали почитать чудотворным. У Великорецкого образа увеличен размер благословляющей десницы, лоб высокий, часто совпадают рисунок и цвет на омофоре и фелони самого святителя.
Омофор — это длинная белая полоса ткани, которая накидывается на плечи святителя, на ней вышиты кресты. Она отсылает к притче о заблудшей овце, которую пастырь на своих плечах нес к стаду. Поскольку Николай Мирликийский был епископом, этот элемент одежды напоминает ему о священном долге перед паствой.
Фелонь — само одеяние без рукавов, мантия, если по-простому — накидка. Это одно из важных одеяний епископа.
На этой иконе изначально был древний рисунок, он выполнен красным киноварным цветом. Но он был утрачен, поэтому тут закрасили на более современный манер. Здесь сохранили и древний вариант, и современный. Немножко странное сочетание. Просто показали два периода, так сказать.
Икона «Святитель Николай Мирликийский со святыми Борисом и Глебом на полях»
Список с чудотворной иконы Николо-Малицкого монастыря
Последняя треть XIX века. Центральная Россия (Тверь?)
Дерево, темпера
Музей русской иконы имени Михаила Абрамова
Эта икона является списком с чудотворного образа — главной святыни Николо-Малицкого монастыря в Тверской области. Здесь изображены святые Борис и Глеб, почитаемые в народе. С их именами связывают территорию вокруг этого монастыря. Николай Мирликийский, Борис и Глеб в каких-то чудесах, деяниях часто встречаются вместе.
Монастырь долгое время вел очень бедную жизнь. В какой-то период он был сожжен. А вот этот образ остался практически без изменений. Только поля немножко обгорели. Он стал почитаться чудотворным. Благодаря этому туда потянулись люди, паломники, и монастырь стал постепенно богатеть.
С этим образом связаны две интересные истории. После пожара один из священников перестал зажигать лампады во всем храме. В ночное и вечернее время тушил все лампады, свечи, чтобы не дай бог снова не произошел пожар. Настоятелю этого монастыря ночью явился Николай Мирликийский. Он был раздосадован, разгневан: «Вы не верите мне, я же покровитель этого монастыря, я свой дом всегда защищу». После этого перед образом Николая Мирликийского всегда ставят две постоянно горящие лампады.
Еще от того чудотворного образа исцелилась Мавра Шувалова, статс-дама Елизаветы Петровны. Достаточно знатная женщина. Она, беременная, путешествовала по дороге из Петербурга в Москву, очень тяжело заболела. В этом монастыре она долго молилась перед иконой и исцелилась. Тогда Шуваловы стали покровителями этого монастыря.
Если зайти на сайт Николо-Малицкого монастыря, то там этот чудотворный образ, главная святыня, находится под богатым басменным окладом. Рама сделана из золота и серебра. Она накладывается поверх иконы, и заметны только лики святых. Всё остальное закрыто басменным одеянием с объемными частицами и драгоценными камнями. В самом храме святыня выглядит более крупно. А список кажется небольшим. Именно лики мы видим из-под басменного оклада, который заменил темно-оливковый цвет. Эта икона показывает, что всё неважно, кроме лика, кроме глаз.
Всего в экспозиции 22 иконы. Они расположены в двух небольших музейных залах, где постоянно поддерживается температура 21 градус, влажность — в пределах 50%. К иконам нельзя близко подходить, установлена сигнализация.