В Зауралье, в последнем из субъектов УрФО, в среду прошел съезд предпринимателей малого и среднего бизнеса. Предъявив друг другу претензии, представители власти и коммерсанты продекларировали намерение начать взаимополезный диалог. Как сообщает УралПолит.Ru, инициатором встречи стал губернатор Олег Богомолов, а ее главным гостем - заместитель уральского полпреда по экономике Виктор Басаргин, который назвал малый бизнес единственной силой, способной поднять лежащие на боку крупные курганские заводы.
Курганский драматический театр, в котором проходил съезд, давно не видел такого аншлага. В кулуарах и на трибунах много говорилось о том, что власть и бизнес, наконец, сподобились на начало диалога, который по замыслу направлен на цивилизованные партнерские отношения, а не на пресловутый разговор глухого со слепым.
До последнего времени власть по всей своей вертикали выступала преимущественно в роли глухого, не особенно реагируя на отчаянные сигналы со стороны бизнеса о невозможности существования в рамках действующей налоговой, финансовой, кредитной и контрольно-ревизионной политики. А бизнес все глубже уходил в тень, не успевая следить за перипетиями смены правил игры федеральной и региональной властью и чехардой в министерских кабинетах.
Сегодня - иное. Президент объявил об административной реформе сверху, а задачи по развитию предпринимательства перешли в ведомство Германа Грефа. Многие ощутили это как сигнал к переоценке роли малого бизнеса, переводе его из узкого сектора в общую экономическую стратегию власти, а в ряде регионов - в Зауралье, в частности - теперь видят в нем, пожалуй, единственный рычаг ускоренного подъема экономики, роста числа рабочих мест, доходов населения и бюджетов. И здесь важна работоспособная схема взаимодействия, формы контакта с бизнесом при неизбежном сокращении функции госаппарата.
В Курганской области, как и в других регионах, приняты областной закон и целевая программа господдержки малого предпринимательства, создан совет при губернаторе, который он сам и возглавил, подчинив себе напрямую управление, курирующее малый бизнес. В 2003 году объем продукции, работ и услуг в этом секторе удвоился по сравнению с предыдущим годом, и составил 2 млрд. рублей. В этом году 18% областного бюджета пойдет на инвестиции - неплохой стимул. Существует также федеральная программа «Старт», которую федеральный бюджет в этом году профинансирует на 3 млрд. рублей под интересные проекты из регионов.
Интересный факт - в предпринимателях в Курганской области числится 67 тыс. человек или 18% трудоспособного населения. Это даже больше, чем занятых в промышленности. В Уральском федеральном округе в малом и среднем бизнесе работает 10% трудоспособного населения. Но при этом они обеспечивают порядка 20% производства товаров и услуг, в то время как в Зауралье этот показатель составляет всего 8,5% ВРП.
В Курганской области, как и в других регионах, приняты областной закон и целевая программа господдержки малого предпринимательства, создан совет при губернаторе, который он сам и возглавил, подчинив себе напрямую управление, курирующее малый бизнес. В 2003 году объем продукции, работ и услуг в этом секторе удвоился по сравнению с предыдущим годом, и составил 2 млрд. рублей. В этом году 18% областного бюджета пойдет на инвестиции - неплохой стимул. Существует также федеральная программа «Старт», которую федеральный бюджет в этом году профинансирует на 3 млрд. рублей под интересные проекты из регионов.
Заместитель полпреда Виктор Басаргин с трибуны съезда назвал еще несколько недостатков в работе малого и среднего бизнеса в Зауралье. По его словам, понятно, что Курганская область обладает ограниченными ресурсами для государственной поддержки этого сектора экономики и смотрится по это части середнячком на фоне федерального округа, который, в свою очередь, далеко не блестяще выглядит на фоне всей России. При этом, как считает Басаргин, предпринимателям было бы гораздо легче действовать, объединившись в союз или в ассоциацию, наподобие тех, что давно и довольно успешно работают в других территориях Урала.
Ничего подобного в Курганской области до сих пор нет, потому съезд предпринимателей, по мнению Виктора Басаргина, уже сам по себе выглядит знаковым. Отметив, что именно малому бизнесу придется выводить из ямы те крупные заводы Зауралья, которые сегодня лежат на боку, и повышать конкурентоспособность курганской продукции, заместитель полпреда пообещал всяческую поддержку идеям и предложениям курганского малого бизнеса на федеральном уровне - в рамках созданного в Уральском округе банковского совета и поддержки банковской сети с кредитами.
Мысль в недостаточной самоорганизации предпринимателей звучала и в выступлениях самих предпринимателей. Как отметил председатель совета директоров ОАО «Дом быта» Александр Махалов, причина того, что к малому бизнесу власть не прислушивается, в том, что ему не находится место в сложившемся балансе политических сил. Крупный бизнес страны озабочен вопросом возможного пересмотра итогов приватизации, либерализацией валютной выручки, условиями вступления в ВТО и т. д. Банкиров волнует система страхования вкладов, переход на международную систему финансовой отчетности и политика ЦБ РФ. А малый бизнес не смог за прошедшие годы создать эффективную систему лоббирования своих интересов.
В результате федеральные и региональная программы поддержки малого предпринимательства по сути представляют собой набор мероприятий, без конкретных целей, анализа предшествующей работы, полноценного ресурсного обеспечения. По мнению г-на Махалова, это ведет лишь к растаскиванию кредитных ресурсов. Он уверен, что контакт власти и бизнеса должен базироваться, прежде всего, на создании правого поля для эффективной работы предпринимателей, создания равных возможностей для всех и каждого. Не более, но и не менее. Он также высказал мысль о том, что специальная поддержка государства, в общем-то, и не требуется. «Все попытки кого-то поддержать приводят к расходованию бюджетных средств, коррупции и искажению сигналов рынка, отметил Александр Махалов. Нужны мягкие косвенные формы поддержки - вроде формирования инфраструктуры, подготовки кадров нужного профиля и т.д. И конечно, резкого снижения неоправданно жесткого госконтроля.
Опрос, проведенный среди предпринимателей Кургана в прошлом году, выявил, что 95 процентов проверок проводятся с нарушениями закона. Председатель координационного совета предпринимателей областного центра Иван Камшилов также напомнил, что всероссийский рейтинг среди 40 областей РФ поставил Курганскую область на 2 место после Москвы по »усердию« контролирующих органов.
В ответ на претензии к власти, счет был предъявлен и предпринимателям. Например, главный налоговик области Николай Шитиков напомнил, что по итогам декларационной кампании 2003 года оказалось, что индивидуальные предприниматели заплатили за 2002 год в среднем 1000 рублей налогов, таким образом, якобы зарабатывая по 700- 800 рублей в месяц. А начальник Курганского городского отделения пенсионного Фонда РФ Владимир Мухортиков напомнил, что из 11 тысяч предпринимателей Кургана в реестре фонда только 7 платят страховые пенсионные взносы, да и то не полностью.
Разговор на съезде то шел в русле повестки, то выходил за ее рамки, напоминая пресс-конференцию губернатора или, по меткому выражению одного из ораторов, рабочую планерку, но в итоге вышел на решения, которые, что важно, удовлетворили обе стороны. Одним из принципиальных можно считать намерение создать Союз малого и среднего бизнеса и с его помощью принять активное участие в выборной кампании в законодательные органы госвласти и местного самоуправления Курганской области осенью в этом году. Среди задач для властей отметим предложения упростить порядок и механизм прохождения документов для предоставления земельных участков в собственность и пользование, усилить ответственность чиновников, виновных за несоблюдение сроков. Кроме того, власти обязались разработать условия передачи производственных площадей и технологического оборудования, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды и выкупа на конкурсной основе. Будет создан реестр свободных площадей и не завершенных строительных объектов производственного назначения.
Бизнес и власть одновременно хотят гласных прозрачных действий сторон. Но эту декларацию намерений еще предстоит перевести на язык конкретных дел.
REGIONS.RU