Еще в марте исполняющий обязанности, а ныне — уже действующий губернатор Курганской области сделал заявление, вооружившее оптимизмом многие прогрессивные умы: он заявил о необходимости слияния муниципалитетов ради оптимизации управления, так как такого их количества нет практически нигде. Известно, что вопрос распределения полномочий между различными муниципалитетами стоит довольно остро во многих регионах (достигая пика в Московской области), а значит любая попытка изменить настоящее положение будет воспринята с энтузиазмом.
Действительно, Курганская область включает в себя 24 муниципальных района и два городских округа — город Шадринск и город Курган. Конечно, проводить внятную политику с таким количеством муниципалитетов очень непросто, учитывая, что чиновники на местах не очень любят вмешиваться в жизнь соседей, сами кое-как сводя концы с концами в силу скудости местных бюджетов. Поэтому идея укрупнения районов выглядит довольно перспективно.
«Подходить к этой ситуации нужно очень мягко для того, чтобы не навредить. И там, где есть возможность и достигнуто понимание и без вреда для проживающих на территории того или иного муниципального образования, это нужно делать обязательно», — сказал и.о. губернатора.
Однако проблема зиждется не столько на вопросе количества, сколько на вопросе эффективности межрайонной работы. В России есть такая упрямая тенденция — планирование только в муниципальных границах, что создает целую кучу проблем в перспективе. Апогея данная проблема достигла в той же Московской области, где город Москва является отдельным субъектом Федерации, а на плане стратегического развития Московской области значится как белое пятно. Это порождает массу сложностей, которые выливаются в том числе и в убогое состояние столичной транспортной системы, и в не слишком эффективное стратегическое планирование. Поэтому устойчивую агломерацию Москва построить не может (или не хочет), несмотря на высокую популярность данного слова у местных чиновников.
В Курганской области, как впрочем и во многих других, существует похожая ситуация: генеральный и стратегический планы города составляются исключительно в муниципальных границах, напрочь отсекая всевозможные перспективы развития в сотрудничестве с соседями. За последние годы уже многократно доказано устаревание таких методов. Несмотря на это мы тоже упорно хотим построить Курганскую агломерацию, видимо не совсем понимая суть значения этого слова.
Мировая практика такой вольности не допускает, и стратегическое планирование ведется не в муниципальных границах, а целыми округами, включающими в себя многочисленные самостоятельные муниципалитеты, что в итоге образует гигантские, но более или менее успешно функционирующие агломерации. Муниципальные границы являются чисто юридическими и ни коим образом не влияют на принятие тех или иных перспективных решений.
Не стоит думать, что такая практика должна сию минуту вводиться и у нас: несмотря на высокую полезность, такие изменения сопряжены с множеством законодательно-правовых и юридических проблем, но тем не менее. Нужно фокусировать развитие регионов не столько в распределении властных полномочий, сколько в налаживании эффективного взаимодействия между самими районами. В этом случае укрупнение не будет столь революционной затеей и действительно поможет добиться успехов, а в некоторых случаях может и вовсе не понадобиться.
Роман Овчинников
Фото: Фото с сайта Kurganskayaobl.ru