В России уже давно идут горячие обсуждения преимуществ и недостатков введения возможности поворота направо при включенном красном сигнале светофора. И несмотря на то, что стороны приводят весьма убедительные доводы, окончательную точку в этом вопросе ставит правительство РФ. Соответствующий эксперимент, который стартовал в прошлом году в трех регионах России, был признан успешным, а значит возможна перспектива изменений в ПДД и ГОСТах. Но будет ли положительным эффект от такого нововведения? Или же мы подвергаем-таки пешеходов опасности?
Опираясь на опыт западных стран, можно с уверенностью сказать – да, будет, и да, подвергаем. Действительно, разрешенный поворот на красный, предполагающий отсутствие приоритета в движении, согласно статистике, способен разгрузить проблемный перекресток аж на 30% процентов. Другое дело, что власти могут после таких обновлений «взять отпуск» и надеяться, что теперь перекрестки станут свободнее, а значит другие меры по регулированию объемов трафика не первостепенны. Это было бы ошибкой. Ведь мы знаем, что модернизация дорожной инфраструктуры – постройка новых дорог, оптимизация светофорного движения и так далее – это лишь второстепенные меры по стабилизации транспортной обстановки. Для того, чтобы город не задыхался от заторов, необходимо вести соответствующую политику с самого верхнего уровня – уровня муниципалитета. Имеется ввиду регулирование налоговой системы, развитие экономической и социальной среды, переговоры с заинтересованными структурами и даже соседями по региону. Далее уже идет модернизация общественного транспорта, снижение роли личного транспорта – жесткие меры в этой сфере, развитие пешеходного движения и культуры жителя в целом. И уж только потом начинается работа с конкретными перекрестками, улицами и кварталами.
Все наши транспортные проблемы растут именно из-за того, что планирование и борьба с пробками ведутся исключительно на нижнем уровне, упорно избегая комплексного подхода. Такая стратегия не отражает долгосрочных векторов развития, а лишь реагирует на внутренние раздражители. Если рассматривать разрешения поворота на красный в контексте самого нижнего уровня борьбы, без планомерной политики снижения роли автомобилей и увеличения роли общественного транспорта, то получается, что мы расширяем права автолюбителей, которые в нашей стране итак разрослись до внеземных масштабов. Расширение прав означает злоупотребления, что в свою очередь выльется в повышенную опасность для пешеходов. Тем более, зная наших водителей, любящих снимать ответственность с себя и перекладывать ее на других.
Для того, чтобы провести данное мероприятие и одновременно обезопасить пешеходов, можно было бы на таких перекрестках создавать пешеходные переходы на одном уровне с тротуаром, устанавливать дополнительное освещение и уменьшать радиусы поворота. Это простейшие меры успокоения трафика, повышающие безопасность перехода улицы: водителю придется сбрасывать скорость в любом случае. Не нужно здесь говорить о том, что якобы водитель итак согласно новым ПДД обязан будет пропустить абсолютно всех и только потом повернуть сам: пешеходы в России не пользуются особым пиететом, а потому вероятность ДТП при переходе лишь повышается.
Предыдущие записи автора:
Роман Овчинников.
Живет в Кургане. Урбанист, инженер, блогер, фотограф-любитель, музыкант и общественный деятель. Инициатор проекта «МойКурган». Закончил факультет транспортных систем КГУ.
Занимается исследованиями городской среды, краеведением, а также «зелеными» технологиями.
Блог.
Фото: Фото автора