Руководитель центральной психолого-медико-педагогической комиссии Людмила Фомина удостоена памятного знака «За верность профессии» во время IV Всероссийского съезда дефектологов, сообщила пресс-служба Департамента образования и науки Курганской области. За 25 лет она прошла путь от учителя коррекционной школы, логопеда и дефектолога до руководителя ПМПК и говорит, что после работы педагогом не боится ничего. 45.RU поговорил с Людмилой Фоминой о помощи детям с особенностями развития, реакции родителей на их диагнозы и работе в пандемию.
— Я не ожидала эту награду получить, в эту профессию как входишь, так уже не выходишь, — рассказывает Людмила Фомина о награждении памятным знаком «За верность профессии». — Я возглавляю структуру, которая подбирает для детей с ОВЗ и инвалидностью комплексные многоплановые исследования, чтобы не лечить детей, а подобрать специальные условия, при которых дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта могли учиться. Это очень непростая работа — правильно определить, как учить ребенка, какие условия создать (для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, например, должны быть специальные парта, техника и стул).
Одной из тем, которые обсуждали во время съезда дефектологов, стала работа в пандемию — дистанционное обучение подходит далеко не всем детям, говорит Фомина.
— Есть категории детей, которых можно учить в дистанционном режиме: дети с задержкой психического развития, с нарушениями зрения, потому что есть технические средства для работы с алфавитом Брайля. Учить дистанционно умственно отсталого ребенка полноценно невозможно. Должен быть тьютор, который обязан научить ребенка тому, что происходит на экране. Но раз время диктует, мы пытаемся, — отмечает она.
Ежегодно через центральную ПМПК проходит более 2500 детей из районов Курганской области. Работает с ними команда из 10 человек: это две бригады, в которые входят логопед, дефектолог, психолог, соцпедагог и врач-психиатр. В год у нас до 40 командировок по школам, детдомам, больницам региона — если ребенок получил травму, а ему нужно сдавать экзамен.
По словам Людмилы Фоминой, за 25 лет работы руководителем количество детей с ОВЗ растет, но причину она видит в раннем выявлении особенностей.
— В количественном отношении примерно 1,5% — это дети с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас их больше, просто потому что выявлять особенности стали лучше: зрение и слух определяют при рождении, умственную отсталость — в дошкольном возрасте. Мы сразу подбираем занятия с психологом, дефектологом, который знает особенности таких детей, учит их от простого к сложному. Дефектологическая наука всегда была достижением Советского Союза, весь мир учился у нас, как учить детей (тогда они назывались «с особыми образовательными потребностями»). Только наша страна учила другие обучать слепоглухонемых детей, — добавляет она.
Работа с родителями особенных детей сложна, ведь в каждого нужно вселить надежду, побороть страх перед неизвестностью. Пример, который вдохновляет, — воспитанница Шадринской 12 школы-интерната, олимпийская чемпионка, лыжница и биатлонистка Елена Ремизова.
— Когда рождается ребенок с ограниченными возможностями здоровья, первый вопрос — «За что и почему именно мы?», а второй вопрос — «Что будет с ребенком, когда меня не станет?» Поэтому наша задача, кроме работы с ребенком, — формирование у родителя принятия его ребенка. Я всегда говорю: «Ваш ребенок имеет будущее». Программа, которую мы предлагаем, — не тупик в образовании, — рассуждает руководитель.
Не боится ничего и сама Людмила Фомина.
— Учитель, который отстоял у доски, уже ничего не боится. Меня ничем не испугать! Я даже ковид перенесла в тяжелой форме, но вышла и продолжаю работать. Научите умственно отсталого ребенка говорить и ухаживать за собой! А наши учителя это делают, — говорит она.