Курганская мама, чья дочка Таня лишена зрения, попросила откликнуться других родителей, дети которых имеют схожую особенность. Ольга Бардина просит, чтобы для них организовали специальную группу в детсаду, где за детьми смогут присматривать специалисты. Загвоздка в том, что для создания группы нужны еще пять ребят. 45.RU пообщался с Ольгой Бардиной и узнал о том, как она воспитывает свою трехлетнюю дочь и какие советы дает другим мамам детей с особенностями здоровья.
Дочь Ольги полностью лишена зрения. В январе девочке исполнится четыре года.
— Она родилась недоношенной, у нее сосуды, которые шли к сетчатке, начали агрессировать и в обратную сторону отрывать сетчатку. Операций нам много делали, но это не помогло. Светоощущение у нас есть, день, ночь, свет фонарика, телефона может увидеть, а больше — ничего нет.
По словам Ольги, она приняла, что ее дочь не сможет видеть, лишь год назад.
— До этого я жила надеждой, что это пелена, которая спадет с глаз, что она все-таки сможет увидеть. Это помешало мне раньше начать с ней больше заниматься как с незрячим ребенком. Это мое упущение. Сейчас я наблюдаю у себя гиперопеку — всё делаю за нее. Боюсь, что упадет, ударится... Это неправильно, ребенок должен совершать ошибки. После родов я отстранилась от всех почти, перестала звать в гости. Пока дочка маленькая была, держались отдельно. Сейчас на улицу выходим, дочь как только других ребятишек слышит, говорит: «Мама, пойдем отсюда, не пойду туда, устала». Компании, шум, детей она не любит. Они пытаются с ней познакомиться, но она шарашится от них. Поэтому я хочу, чтобы был садик или хотя бы группа, чтобы она научилась социализации, общаться.
Ольга Бардина рассказала 45.RU, что о необходимом для группы количестве детей узнала от областного правительства. Отдавать дочку в детсад ей предстоит в следующем году.
— Шумков (губернатор Курганской области. — Прим. ред.) вел прямой эфир, я туда зашла и написала: «Почему нет для таких деток садика или группы хотя бы?» Они мне ответили, что если наберется шесть детей, тогда сможем открыть группу для слепых, — рассказала собеседница.
По словам Ольги, в департаменте соцполитики города ей сообщили, что «для такого садика, к сожалению, мало ребятишек». Но посоветовали обратиться в детсад № 141 для определения их дочки в группу слабовидящих. Такой вариант дочери Ольги не совсем подходит.
— Там все дети зрячие, и, когда я позвонила, нам не особо обрадовались. В группе для слабовидящих полностью незрячих деток нет.
Ольга Бардина привела в пример опыт Москвы, где выстроена система работы с детьми с ограниченными возможностями.
— Я общаюсь с группами родителей, школой-интернатом и садиком из Москвы. Они мне оттуда помогают, смотрят видео, бесплатно дают советы. Мы, родители, не всё можем дать, что могут дать профессионалы, специалисты. Ни одного такого педагога в Кургане не нашла, в интернете искала, чтобы хотя бы платно с нами занимались. Поэтому решила попробовать набрать шесть человек для группы в детсаду. Не знаю, может, и есть какие-то группы, но куда ни позвоню — в основном ни у кого опыта по обращению с незрячими детьми нет.
С дочкой Ольга старается проводить много времени, устраивать совместные игры. Раньше ребенку нравились музыкальные игрушки: пианино, сказки с музыкой, песни. Им на смену пришли сортеры (деревянные игрушки с замочками, пуговками).
— Из-за того, что она плохо видит, быстро теряет к ним интерес. Сейчас играет в бассейн с шариками, кеглями, дротиками пытается в цель попадать по звуку. Играет в игрушки-пирамиды, занимается с азбукой Брайля (шрифт Брайля — рельефно-точечный тактильный шрифт, предназначенный для письма и чтения незрячим и плохо видящим людям. — Прим. ред.). Помогает мне готовить, убираться. Ее интересуют ароматные книжки (каждая цифра, слово — разный запах), азбука, математика, цифры.
Если группу в детсаду организовать не получится, то девочке придется заниматься дома с родителями. Мама переживает, что при таком раскладе дочка сможет обучиться не всем, а только базовым навыкам и знаниям.
— Остальному научит школа, как нам сказали. Но как я отдам ребенка в школу? Бытовые вещи она умеет, но одевается, к примеру, с трудом. Какие знания в нее заложим изначально, с теми и пойдет. А школ подходящих в Кургане нет, только в Шадринске школа-интернат. Знакомые наши в Пышму хотят. Другие в Новосибирск поедут. Нам придется либо переезжать в другой город, либо даже не знаю, что делать.
Ольга посоветовала мамам незрячих детей в Кургане не замыкаться в себе и не отчаиваться.
— Жизнь продолжается. Хоть ребенок и не видит, но он видит мир по-своему. Нужно искать специалистов, больше заниматься, но не делать упор на то, что ребенок сможет видеть, а обратить внимание изначально на воспитание и специальные занятия для такого ребенка. Не нужно тратить время впустую, как это сделала я, — делится Ольга.
В пресс-службе администрации Кургана со ссылкой на департамент соцполитики 45.RU подтвердили, что для формирования спецгруппы для незрячих необходимо шесть детей.
— В Кургане имеются сведения только о двух незрячих детях дошкольного возраста. Поэтому из-за отсутствия нормативной численности незрячих детей в Кургане отсутствуют специальные дошкольные группы. Адаптировать незрячего ребенка к социальным условиям можно в детсаду № 141, в котором созданы условия для слабовидящих детей, — рассказали в администрации.
Выходит, осталось найти четверых детей. Ольга продолжает поиск компании для своей четырехлетней малышки. Первые результаты есть — ее вместе с дочкой пригласили в воскресную школу при Курганской епархии, где девочка учится общаться со сверстниками.