В этом году в Кургане собираются провести транспортную реформу. Количество маршрутов сократят, введут регулируемый тариф, появится новая маршрутная сеть, автопарк обновят, для автобусов создадут график следования, рассказывали власти города. А что о реформе думают перевозчики и горожане? 45.RU собрал для вас несколько мнений.
Генеральный директор компании ООО «Транссервис» Наталья Кутепова в разговоре с 45.RU отметила, что пока маршрутная сеть не опубликована и предметно обсуждать ее рано.
— Я соглашусь с тем, что дублирующего транспорта в Кургане много. Всё это ведет к удорожанию стоимости проезда. Плотность пассажиропотока на одну единицу техники снижается, соответственно, идет рост цены (проезда). Реформа предполагает сокращение количества техники, а также регулирование цены на проезд. Для населения я минусов не вижу. Тем более на конкурсы (перевозчикам нужно будет участвовать в конкурсах для заключения пятилетних контрактов. — Прим. ред.) будут выставлены современные автобусы, — рассказала собеседница 45.RU
О регулируемом тарифе
Говоря о введении регулируемого тарифа, Наталья Кутепова отметила, что рассматривать этот вопрос можно как со стороны пассажира, так и перевозчика. Отношение, соответственно, будет разным.
— Во мне борются руководитель, отвечающий за свое предприятие, и пассажир, мама двух детей, которая интенсивно пользуется нашим общественным транспортом. Попробуем регулируемый тариф. До 2015 года он был, мы его ежегодно в декабре защищали в департаменте цен и тарифов. Сейчас будет немного другая форма. На пять лет сразу расписывается стоимость проезда. Соответственно, будет сложнее. Нужен правильный пятилетний расчет. И чем дальше планируешь, тем больше рисков. Но в любом случае нужно идти в ногу со временем, — поделилась мнением гендиректор компании.
Она уточнила, что перевозчики надеются на адекватность властей в вопросе регулируемого тарифа.
— С одной стороны, они хотят такой тариф, с другой — нужно понимать, что перевозчик должен остаться на рынке и иметь возможность покупать новые автобусы. Здесь нужно учитывать соотношение плотности пассажиропотока на одну единицу техники. Если в течение дня мы перевозим 100 человек, то цена проезда должна быть 60 рублей. Если 500 человек, то цена — 32 рубля. При этом отметки в 500 человек достигать не удается, так как у нас переизбыток транспорта.
Перевозчик формирует цену не потому, что проснулся и подумал: «Дай-ка на рубль повышу». Мы получаем письма от поставщиков метана, дизеля, запчастей, что с такого-то числа повышается цена. Составляющих ценообразования билета много, — рассказала Наталья Кутепова.
Общество с ограниченной ответственностью «Транссервис» зарегистрировано в Кургане. По данным «Контур.Фокуса», гендиректором предприятия является Кутепова Наталья Ивановна. Учредители — Кирпищиков Алексей Викторович и Симаков Алексей Валерьевич. Предприятие обслуживает рейсы № 301, 31, 12, 388, 341, 13, 312, 318, 391, 10, 308, 353. На автобусных маршрутах этого перевозчика весной ненадолго поднимали стоимость проезда, но после переговоров с администрацией Кургана цены стали прежними.
Об обновлении автопарка
Говоря о планах обновления автобусного парка, Кутепова отметила, что всё будет зависеть от пассажиропотока.
— Сегодня переизбыток количества техники. Если будет меньше автобусов, будет больше пассажиров на единицу. Это позволит заменить парк. Стоит отметить, что сейчас может быть сложно в большом количестве найти новые автобусы. Но достоверно об этом пока неизвестно.
О графике автобусов и конкурсах для перевозчиков
По мнению Натальи Кутеповой, в формировании расписания автобусов можно опереться на опыт Свердловской области.
— Необходимо умное расписание, то есть разумное количество техники на маршрутах, достаточное, чтобы сдерживать рост цен на тариф и чтобы комфортно возить пассажиров. Чтобы четко был расписан в пиковое время поток и не забывали про дневное время. Мне нравится пример Свердловской области, где под большие автобусы раздвигается расписание, чтобы их не сопровождали много пазиков. Таким образом большой автобус окупает свою повышенную комфортность.
Собеседница 45.RU отметила, что участие в конкурсах для перевозчиков — не новшество. Но риски будут.
— Думаю, что конкурсы будут приемлемыми. Мы в этих конкурсах много лет участвуем. Тут всё будет зависеть от желания перевозчика вложиться в обновление парка и поехать по регулируемому тарифу. Но будет доля риска для каждого, ее нужно будет оценивать.
О реформе в целом
Транспортная реформа Кургану нужна, считает Наталья Кутепова.
— Мы направляли в администрацию письмо о готовности сотрудничать. Мы в целом за реформу, она нам нужна. Качество услуг сейчас страдает. У нас в пиковое время выходит максимальное количество техники, не подъехать к остановке иногда. А в межпиковое время люди жалуются на отсутствие автобусов. У нас одна цель: мы хотим перевозить пассажиров, власти хотят, чтобы это было комфортно.
Председатель Союза транспортных организаций Курганской области Игорь Кимаковский уточнил 45.RU, что маршрутную сеть города можно будет более предметно обсудить после ее публикации.
А что думают о реформе курганцы?
Читатели 45.RU написали и прислали несколько мнений о том, какие проблемы сейчас наблюдаются на маршрутной сети Кургана.
— Салоны автобусов пропахли дымом от курения водителями, — написал нам один из читателей.
— Из Северного по улице Комиссаров утром на работу в будни в город с 7 до 9 утра вообще не уехать, автобусы проезжают мимо полные из Заозерного, а если остановятся, то в них просто не залезть — битком. Надо в утренние часы больше автобусов и меньший интервал между ними делать, а зимой вообще постоянные опоздания на работу из-за этого. Нужен маршрут Северный — Химмашевская — Рябково, не попасть на заводы, далеко идти пешком от «Зауральца», — еще одно мнение от горожанина.
— По-моему, в час пик нет проблем с ожиданием автобусов, их не дождешься после. Все как один идут на обед, стоишь часами. И вечером после 20:00 большая проблема уехать с работы домой. Все больницы находятся в Рябково, и люди едут на работу. Автобусы битком, люди едут на ступеньках, что из Заозерного, что из города, — написал читатель 45.RU.
— ПАЗы надо полностью убирать, самый ужасный транспорт и небезопасный. Ни в одном городе их нет. Это позор Кургана, — категорично высказался житель города в комментариях на нашем сайте.
— Автобус ПАЗ был разработан в СССР специально для сельской местности, такие автобусы осуществляли свои маршруты максимум в районных центрах, да еще бегали курганские КАВЗы по бездорожью на базе ГАЗа. В наше время ПАЗ — это норма для большого села. Смешно просто кричать из любого утюга об индустриальном развитии Зауралья, когда свой автобусный завод не может город обеспечить приличным транспортом, — вторит предыдущему комментатору другой горожанин.
— А вот мы от Дрожзавода ни на каком маршруте не можем проехать по улице К. Мяготина. Может, сделаете маршрут Кургансельмаш — Савельева — К. Мяготина и там до КЗКТ, Энергетиков? — предложил другой комментатор.