Завтра, 1 ноября, в Кургане на большинстве автобусных рейсах должна вырасти стоимость проезда. За поездку нужно будет отдать 35 рублей вместо 32. Произойдёт ли это сразу на всех маршрутах?
45.RU поговорил с перевозчиками, которые пока раздумывают о повышении стоимости билета (либо сделают это позже). Также мы вспомнили, какие рейсы работают по регулируемому тарифу и как на них повышали цены в прошлый раз.
«Обескровили общественный транспорт!»
Валерий Шорохов (ИП, отвечает за рейсы № 309 и 36) сообщил 45.RU, что с 1 ноября скорее всего повышать стоимость проезда не будет, но сделает это через несколько недель. Собеседник подробно объяснил, почему цену поездок по Кургану нужно было повысить уже давно.
— Цены очень значительно выросли, особенно на запчасти. Зарплаты на оборонных предприятиях выросли, хорошие специалисты туда уходят. На них равняются и другие отрасли, в том числе наша. У нас 46-50% тарифа уходит на зарплаты водителей и кондукторов. Помимо этого запчасти подорожали минимум в 2 раза, а качество их ухудшилось. Очень большие расходы в качестве арендаторов несём по электроэнергии, теплу, налоги раз в 6-7 выросли, страховки ОСАГО лет 7 назад стоили в 4-5 раз дешевле. Перешли на безналичный расчёт — с каждой транзакции банкам по 2 рубля улетает.
Предприниматель поделился мнением — к чему привела текущая стоимость проезда.
— За это время многие хорошие водители, кондукторы, механики, слесари ушли на заводы.
Обескровили общественный транспорт! Вы сравните, года два назад на линии гораздо больше ходило автобусов. А сейчас хоть и стало больше вместительных автобусов, но ходят они реже
И люди ждут их не 15-20 минут, как раньше было, а гораздо дольше. Потому что работников стало меньше.
По мнению руководителя компании перевозчика, поднимать стоимость проезда надо не до 35 рублей, это проблему не решит.
— С тарифом мы уже опоздали, потому что кадры не вернуть. В итоге при приёме на работу снижается планка профессиональных качеств, лишь бы найти, взять кого-то и посадить за руль. А в этом вопросе обязательно должна быть конкуренция, чтобы ещё за воротами стояли [соискатели], как раньше было.
Тариф 35 рублей ничего не решит. Минимум 45 рублей должен быть, чтобы поддержать отрасль и сделать достойные зарплаты людям
С нынешним тарифом рентабельности ноль, все деньги уходят на зарплаты. В качестве примера приведу Москву — у них постоянно в начале года тариф поднимают. А у нас 2-3 года могут ждать.
Уважение к работе водителя и кондуктора вообще осталось?
Валерий Шорохов затронул ещё одну важную проблему — престиж профессии водителей и кондукторов в Кургане. А точнее его отсутствие.
— В интернете одни ругательства в адрес работников. Не то, что раньше, во времена МПГТ, когда профессия водителя автобуса, троллейбуса считалась высокооплачиваемой и уважаемой. Про них писали, их награждали. А сейчас, к примеру, года 2-3 назад я подавал документы на награждение одного их водителей, раз 5-6 пытался, но так и ничего не добился. Обидно за людей, абсолютное неуважение к тем, кто безаварийно 25 лет отъездил! И даже грамоту им не можем дать. Ну и какой тут престиж профессии, кто за неё держаться будет? — вопрошает собеседник 45.RU.
Мы также поговорили с директором ООО «Компания Заурал-Такси-Лайн» Константином Емельяновым (обслуживает рейс № 316). Он отметил, что пока не определился, будет ли повышать стоимость проезда в автобусах. Также собеседник напомнил, что есть правило: о повышении стоимости проезда перевозчики должны предупреждать администрацию заранее (об этом же говорила экс-глава города Елена Ситникова в сентябре 2023 года).
— Я сам вчера только узнал, что цены поднимают на регулируемом тарифе, хотя за 10-15 дней должны в СМИ объявить, объявления в автобусах повесить, — отметил Константин Емельянов.
До других перевозчиков на нерегулируемом тарифе дозвониться не удалось. При этом в автобусе № 75 кондуктор сообщила корреспонденту, что с 1 ноября цену проезда до 35 рублей повышать не собираются.
Кто из перевозчиков Кургана имеет право поднять стоимость проезда с 1 ноября
Сейчас в Кургане большинство автобусных рейсов работают по регулируемому тарифу, то есть стоимость проезда на них устанавливают власти. По данным сайта администрации это маршруты: № 11, 14, 15, 16, 18, 24, 28, 29, 32, 41, 45, 46, 50, 51, 54, 55, 56, 57, 58, 62, 63, 64, 65, 66, 68, 70, 71, 73, 74, 76, 77, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 99. В последний раз они поднимали цены на поездки год назад — в сентябре 2023 года с 30 до 32 рублей.
Оставшиеся рейсы (№ 36, 309, 316, 75, 304, 319 и другие) работают по нерегулируемому тарифу и ставят стоимость проезда по своему усмотрению, заранее уведомляя.
Накануне поздно вечером, 30 октября, администрация Кургана публиковала объяснение — почему стоимость автобусных билетов должна вырасти до 35 рублей. Они приводили слова руководителя предприятия «Курганский городской транспорт» Натальи Кутеповой о том, что тариф 32 рубля не менялся более года.
— За это время выросли цены на топливо, увеличилась стоимость запчастей. Мы продолжаем, выполняя условия контракта, обновлять автобусы с весомой господдержкой и собственными вложениями. Также нам необходимо удерживать кадры, — говорила Кутепова, добавляя, что именно поэтому перевозчики обратились с просьбой увеличить тариф.
В качестве примера власти и перевозчик приводят другие города, в которых стоимость проезда варьируется от 37 до 43 рублей. Временно исполняющий полномочия главы города Кургана Антон Науменко резюмирует всё это главным аргументом.
— Для нас важно, чтобы общественный транспорт работал стабильно, и горожане могли добираться до места работы, учебы и социальных учреждений, — добавил он. К слову, во время своего первого прямого эфира в ЦУР Курганской области врип главы города не сообщал, что такое повышение планируется.
Как вы считаете — сколько должен стоить проезд в автобусах Кургана, чтобы все были довольны?