Культура «Почему все считают Курган дырой?»: Александра Менщикова переехала из Тюмени и открыла мастерскую

«Почему все считают Курган дырой?»: Александра Менщикова переехала из Тюмени и открыла мастерскую

Девушка создает из глины скульптуры, светильники и броши

Метровый светильник «Сирин» Александра Менщикова делала на фестивале в Томске | Источник: предоставлено Александрой МенщиковойМетровый светильник «Сирин» Александра Менщикова делала на фестивале в Томске | Источник: предоставлено Александрой Менщиковой
Метровый светильник «Сирин» Александра Менщикова делала на фестивале в Томске
Источник:
предоставлено Александрой Менщиковой

Среди промышленных и складских помещений на улице Омская в Кургане затерялась небольшая мастерская художественной керамики с теплым и весенним названием «Май». Мастерскую керамистка Александра Менщикова открыла зимой, но ремонт до сих пор не закончен. 45.RU сходил в гости к мастеру, посмотрел, как создаются шедевры из глины, и узнал, приносит ли такой «бизнес» прибыль.

Переступив порог мастерской керамики, сразу попадаешь в другой мир, далекий от суеты рабочих будней. Встречает хозяйка — улыбчивая девушка Александра, в окружении изделий из глины.

Александра рассказывает: она всегда была творческим человеком, ходила в художественную школу, увлекалась рисованием и скульптурой. Но о существовании художественной керамики узнала только в приемной комиссии института, куда в 2012 году пришла поступать на архитектора. На профессию мечты девушка не прошла по баллам, зато в керамику влюбилась с первого урока в институтской мастерской.

— В керамике можно создавать объем, можно выбирать композицию, форму, цвет, работать в плоскости и в объеме. Можно выражать себя как художник и решать технические задачи, например, у разных глин разные свойства. Глина не только по цвету отличается, но еще по температуре обжига, по тому, какой высоты и толщины можно сделать из нее изделие, какой оно будет прочности. Устал лепить — пошел тарелочки раскрашивать. Надоело — пошел глазурь смешал, обратился к химии, узнал, как краски получаются. Занимаешься малой формой, сувениркой, можно парковую скульптуру двухметровую слепить, — перечисляет возможности мастер.

В институте Александра специализировалась именно на керамике | Источник: предоставлено Александрой МенщиковойВ институте Александра специализировалась именно на керамике | Источник: предоставлено Александрой Менщиковой
В институте Александра специализировалась именно на керамике
Источник:
предоставлено Александрой Менщиковой

Александра вспоминает: однажды она поняла, что с момента выпуска из института не создала ни одного нового изделия, только учила других. На фестивали, выставки и симпозиумы ездила с вузовскими работами. Она решила все изменить. Приехала из Тюмени в Курган. Александра здесь родилась, тут живут ее родители. В Кургане она решила открыть собственную мастерскую.

— Летом 2018 года начала ремонт в помещении. Здесь заново провели отопление, свет поменяли, канализацию проложили. У моих родителей строительная фирма, и они мне помогают, например, давали рабочих для сложной работы, которую я сама не могла сделать. Сначала хотела все сама делать, но не получилось: в какой-то момент у меня сломался перфоратор. Я приуныла и потом думаю: ладно, я буду только красить, шпатлевать, выбирать всю мебель, — говорит Александра.

Из глины можно сделать посуду, интерьерную скульптуру, вазы. Главное, знать свойства каждой глины  | Источник: Екатерина ЛопатинаИз глины можно сделать посуду, интерьерную скульптуру, вазы. Главное, знать свойства каждой глины  | Источник: Екатерина Лопатина
Из глины можно сделать посуду, интерьерную скульптуру, вазы. Главное, знать свойства каждой глины 
Источник:
Екатерина Лопатина
Надглазурную роспись тарелок Александра осваивала на мастер-классах и фестивалях керамистов | Источник: Екатерина ЛопатинаНадглазурную роспись тарелок Александра осваивала на мастер-классах и фестивалях керамистов | Источник: Екатерина Лопатина
Надглазурную роспись тарелок Александра осваивала на мастер-классах и фестивалях керамистов
Источник:
Екатерина Лопатина

Зимой мастерская открылась для коллег и учеников. Только за день ее посетили около 40 человек, а также все курганские керамисты и гончары.

— В Садовом у нас живут Татьяна и Валерий Кокоревы. Они делают изразцы. Я у них свою первую керамическую работу сделала, лет десять назад. Я им написала: «Я у вас когда-то была на занятии, и теперь занимаюсь керамикой». Они пришли на открытие и принесли штуку, которую я у них сделала и забыла. Я думаю: «Ничего себе, как сохранилось», — рассказывает девушка.

Александра вспоминает: в работу с глиной влюбилось сразу. Но простым гончаром быть не хотела, поэтому стала керамистом. Это более широкая специальность. Работать можно с любыми видами глины, в разных техниках.

— Есть жесткая глина с шамотом — это маленькие камешки из уже обожженной глины, перемолотой в мелкое зерно, добавленные в чистую сырую глину. За счет шамота появляются прочные стенки. Ее в обжиге не деформирует и она на ощупь жесткая, чувствуются крупинки. Если ее на гончарный круг положить, рукам будет больно. А есть мягкие глины, с ними легко работать на круге, — делится тонкостями работы с глиной керамистка.

Работать на гончарном круге Александра тоже умеет | Источник: предоставлено Александрой МенщиковойРаботать на гончарном круге Александра тоже умеет | Источник: предоставлено Александрой Менщиковой
Работать на гончарном круге Александра тоже умеет
Источник:
предоставлено Александрой Менщиковой
Здесь, кроме часового механизма, все сделано из глины | Источник: Екатерина ЛопатинаЗдесь, кроме часового механизма, все сделано из глины | Источник: Екатерина Лопатина
Здесь, кроме часового механизма, все сделано из глины
Источник:
Екатерина Лопатина

— Есть такая вещь — обжиг-раку. Это пленэрный обжиг — японская техника. Но у японцев это были такие маленькие чашечки, а у нас большие изделия. Там в печи набираешь температуру больше тысячи градусов, потом из печи достаешь щипцами раскаленную керамику, кидаешь в чан с опилками и плотно закрываешь, это все горит в дыму. Нужно, чтобы получились металлизированные эффекты глазури. Например, медная глазурь — зеленая, в обжиге–раку она восстанавливается до красного, появляется металлический блеск. А если черепок был белым, он становится задымлено-серым, — рассказывает о технике окрашивания изделий девушка.

Проще всего окрашивать изделия с помощью цветных глин — это техника называется ангоб. Можно покрасить скульптуру с помощью солей различных металлов, тогда на изделии появится красивый акварельный эффект, глазури.

— Это как молотое стекло, только стекло чуть другого состава. Если взять наши оконные стекла и размолоть, такого эффекта не получится, — перечисляет Александра.

Изделия, если после обжига цвет устраивает, можно даже не красить. Единственное исключение — посуда. Глина — материал пористый, она даже после обжига продолжает впитывать воду, и неокрашенное изделие будет протекать.

У рифового оленя светятся рожки. На его изготовление керамистка потратила около 20 часов, работа заняла несколько недель  | Источник: Екатерина ЛопатинаУ рифового оленя светятся рожки. На его изготовление керамистка потратила около 20 часов, работа заняла несколько недель  | Источник: Екатерина Лопатина
У рифового оленя светятся рожки. На его изготовление керамистка потратила около 20 часов, работа заняла несколько недель  | Источник: Екатерина ЛопатинаУ рифового оленя светятся рожки. На его изготовление керамистка потратила около 20 часов, работа заняла несколько недель  | Источник: Екатерина Лопатина
У рифового оленя светятся рожки. На его изготовление керамистка потратила около 20 часов, работа заняла несколько недель
Источники:
Екатерина Лопатина
Ракушка тоже светится, если включить ее в розетку | Источник: Екатерина ЛопатинаРакушка тоже светится, если включить ее в розетку | Источник: Екатерина Лопатина
Ракушка тоже светится, если включить ее в розетку
Источник:
Екатерина Лопатина

Александре ближе всего изготовление небольших скульптур, светильников, брошей. Все эти работы можно найти в мастерской, что-то уже украшает интерьер, а что-то еще в процессе работы.

Лепит девушка чаще всего для выставок керамистов (на них она ездит несколько раз в год), в подарок, реже — на продажу. Говорит, в маленьком городе сложно продавать керамические изделия. Если только на интернет-площадках и потом отправлять покупателю.

— Люди удивляются у нас, когда называешь цену. Народ не сильно понимает, почему такая цена — четыре тысячи рублей за тарелку, с натюрмортом тысяч семь–восемь. На одну тарелку уходит часов 30 работы, это три–четыре обжига в электропечи. Еще надо материал купить. Магазины для керамистов с материалами находятся в Москве, Питере, Новосибирске, Красноярске. У нас такая небольшая керамическая пропасть, я имею ввиду весь Урал и Западную Сибирь. Поэтому за глиной либо 2000 километров на восток или 2000 километров на запад надо проехать, — объясняет из чего складывается цена готового изделия Александра Менщикова и добавляет — Поэтому на зарабатывание денег керамикой я не настроена.

Ценник на тарелки ручной работы начинается с четырех тысяч рублей | Источник: Екатерина ЛопатинаЦенник на тарелки ручной работы начинается с четырех тысяч рублей | Источник: Екатерина Лопатина
Ценник на тарелки ручной работы начинается с четырех тысяч рублей
Источник:
Екатерина Лопатина
Тарелка проходит обжиг в печи после нанесения каждой краски. Если нанести цвета в неверном порядке, краски просто выгорят | Источник: Екатерина ЛопатинаТарелка проходит обжиг в печи после нанесения каждой краски. Если нанести цвета в неверном порядке, краски просто выгорят | Источник: Екатерина Лопатина
Тарелка проходит обжиг в печи после нанесения каждой краски. Если нанести цвета в неверном порядке, краски просто выгорят
Источник:
Екатерина Лопатина

Ради денег девушка подрабатывает в фирме родителей. Редкие заказы тоже помогают держаться на плаву. В планах — набрать группу учеников, чтобы передавать свои знания о свойствах глины, надглазурной росписи изделий, обжига. Но главная мечта курганской керамистки — создать в Зауралье фестиваль керамики и гончарного искусства. На таких мероприятиях, говорит девушка, можно не только заработать деньги, продав готовые изделия, но и познакомиться с новыми техниками работы с глиной.

— Керамическая среда дружелюбная, никто особо не скрывает, как он что-то делал. Такая здоровая конкуренция, потому что если все вокруг тебя будут расти, ты тоже вырастешь. Я первый раз стою глазею на что-то, думаю: «Как, как она это сделала?». Подходит человек и объясняет, — рассказывает Александра Менщикова.

Роспись этих ваз Александра делала несколькими способами | Источник: Екатерина ЛопатинаРоспись этих ваз Александра делала несколькими способами | Источник: Екатерина Лопатина
Роспись этих ваз Александра делала несколькими способами
Источник:
Екатерина Лопатина
Птицы раскрашены с помощью цветных глин, соли металлов создают акварельный эффект  | Источник: Екатерина ЛопатинаПтицы раскрашены с помощью цветных глин, соли металлов создают акварельный эффект  | Источник: Екатерина Лопатина
Птицы раскрашены с помощью цветных глин, соли металлов создают акварельный эффект  | Источник: Екатерина ЛопатинаПтицы раскрашены с помощью цветных глин, соли металлов создают акварельный эффект  | Источник: Екатерина Лопатина
Птицы раскрашены с помощью цветных глин, соли металлов создают акварельный эффект
Источники:
Екатерина Лопатина

— Хочется, — говорит девушка. — Чтобы и в Кургане была площадка, где можно было бы обсуждать керамику и знакомить с ней других людей.

— Я бы хотела сделать какую-нибудь выставку. У меня всегда была такая патриотическая идея. Я думала: «Почему все считают Курган дырой? Надо сюда переехать и развивать его». Если не развивать город, то он так дырой и останется, — говорит Александра.

На заказ в последнее время Александра чаще всего изготавливает жаб | Источник: школа-мастерская по фарфору Виктории ГнедышНа заказ в последнее время Александра чаще всего изготавливает жаб | Источник: школа-мастерская по фарфору Виктории Гнедыш
На заказ в последнее время Александра чаще всего изготавливает жаб | Источник: Екатерина ЛопатинаНа заказ в последнее время Александра чаще всего изготавливает жаб | Источник: Екатерина Лопатина
На заказ в последнее время Александра чаще всего изготавливает жаб
Источники:
Для каждой скульптуры керамистка делает небольшой эскиз из глины. Он помогает почувствовать пропорции будущего изделия | Источник: Екатерина ЛопатинаДля каждой скульптуры керамистка делает небольшой эскиз из глины. Он помогает почувствовать пропорции будущего изделия | Источник: Екатерина Лопатина
Для каждой скульптуры керамистка делает небольшой эскиз из глины. Он помогает почувствовать пропорции будущего изделия
Источник:
Екатерина Лопатина
Это будущее кашпо для цветов в мастерской | Источник: Екатерина ЛопатинаЭто будущее кашпо для цветов в мастерской | Источник: Екатерина Лопатина
Это будущее кашпо для цветов в мастерской
Источник:
Екатерина Лопатина
Броши Александра Менщикова изготавливает к каждому времени года, их охотно берут на подарки и сувениры | Источник: Екатерина ЛопатинаБроши Александра Менщикова изготавливает к каждому времени года, их охотно берут на подарки и сувениры | Источник: Екатерина Лопатина
Броши Александра Менщикова изготавливает к каждому времени года, их охотно берут на подарки и сувениры
Источник:
Екатерина Лопатина
Глине можно придать любую форму | Источник: Екатерина ЛопатинаГлине можно придать любую форму | Источник: Екатерина Лопатина
Глине можно придать любую форму
Источник:
Екатерина Лопатина
Чаще всего курганская керамистка лепит небольшие скульптуры | Источник: Екатерина ЛопатинаЧаще всего курганская керамистка лепит небольшие скульптуры | Источник: Екатерина Лопатина
Чаще всего курганская керамистка лепит небольшие скульптуры
Источник:
Екатерина Лопатина

Екатерина Лопатина

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления