Проекту курганских музыкантов «Квартирник45» сегодня исполняется один год. За это время коллектив из пяти человек много раз выступал на набережной, собирая толпы слушателей, провел несколько крупных концертов, в том числе в поддержку ныне закрытого Дома ребенка, а также под окнами РНЦ ВТО им. Г. А. Илизарова. Были у коллектива приятные встречи, вроде чаепития с Шумковым, но также возникло и непонимание с полицейскими, из-за чего идеолога «Квартирника» Романа Можельского хотели оштрафовать за нарушение антитеррористических мер. 45.RU поговорил с Романом о том, жива ли уличная музыка в Кургане и часто ли нетрезвые любители Цоя и «Мурки» грозятся разбить гитары певцов об их же головы.
«Я пообещал, что эту историю любви услышит весь город»
По словам Романа Можельского, проект «Квартирник45» по сути начался с истории любви. Еще в допандемийные времена мужчина уехал из Кургана, успел поработать бренд-менеджером крупной компании, пока не наступило смутное время.
— Пришла пандемия, мне сказали, что я больше не нужен. Я вернулся в Курган. А незадолго до этого познакомился с девушкой. Так случилось, что в 33 года первый раз в жизни влюбился. На пару месяцев мы дома закрылись, ни о ком и ни о чём не вспоминая, настолько сильное увлечение было друг другом. У меня родилась об этом песня. Считаю себя бездарным музыкантом и вокалистом, но вижу определенную художественную ценность этой песни. Захотел, чтобы ее спели умеющие люди. Девушку я в шутку назвал «карантинкой», а название песни выбрал Queen of quarantine. Девушка над песней посмеялась, а я ей пообещал, что эту историю любви узнает весь город, — говорит Роман.
В Кургане он познакомился со многими так или иначе связанными с музыкой людьми, подобрался пул музыкантов. 18 ноября прошлого года они провели первую репетицию. Небольшое выступление организовали в промзоне, в танцевальной студии.
— Мы собрались поиграть на гитарах, случайно пришли несколько зрителей, всего около 8–9 человек. Провели первую репетицию, и я четко осознал — это важно не только для меня, — рассказал Роман.
По его мнению, в Кургане культура уличной музыки не так развита, как в том же Санкт-Петербурге, где живые выступления можно услышать в метро, переходах, на улицах. С этим нужно было что-то делать.
— Тогда у нас появилась отреставрированная набережная. Раз ниша уличных выступлений не была занята, то стало понятно, что нужно выходить на улицы с музыкой. И я подумал, что нужно внести системное мышление в расхлябанный творческий мир уличной музыки, — вспоминает Можельский.
Проекту дали имя «Квартирник45», начались первые выступления. Первым главным событием в жизни проекта Роман назвал полустихийный концерт в той же студии танца, где проходила первая репетиция, собрались около 70 человек из числа своих и случайно узнавших. Затем прошел первый осознанный концерт в одном из популярных курганских пабов. Отдельно Роман остановился на участии в том концерте своего товарища Артема Мулюкина.
— Когда-то в детстве у подъезда дома я слышал ребят, играющих ДДТ, Цоя, Сплина. А потом услышал одну песню, из-за которой захотелось научиться играть на гитаре, чтобы ее исполнить. И, к своему удивлению, узнал, что автором этой и многих других песен был человек, живущий от меня в двух домах. И на концерт в паб Артем согласился приехать из Тюмени. Он приехал и спел ту песню, как и 20 лет назад, из-за которой мне захотелось научиться играть на гитаре, я был счастлив, — говорит музыкант.
После этого весной «Квартирник45» провел первое выступление на набережной.
— Мы просто случайно собрали толпу людей. Один из пабликов это подсветил, всё закрутилось. Почувствовалась тогда атмосфера влияния музыки на людей, — говорит идеолог «Квартирника45».
Другими важными событиями стала встреча с губернатором Вадимом Шумковым, концерт под окнами центра Илизарова, концерт в Сквере Высоцкого со сбором подписей, чтобы его музыка постоянно звучала на этой территории, выступления к Дню памяти Виктора Цоя и на Дне города.
Отдельно Роман остановился на концерте в поддержку Дома ребенка в Кургане.
— Мы выступали, люди кидали деньги в чехол либо на карту. Таким образом собрали около 15 тысяч рублей. Купил одежду, на такси отвез в двух мешках в Дом ребенка. В такси забавный момент был. Таксист с ухмылкой спросил, указывая на пакеты: «Расчлененка у тебя там, что ли?» Нет, говорю, детские вещи. Объяснил, что концерт благотворительный отыграли, везем в детский дом. Тот замолчал. В итоге приехали, спросил у водителя, сколько должен, водитель сказал: «Нисколько», — рассказал Роман.
Сейчас идеолог «Квартирника» занимает должность заместителя гендиректора курганского театрального концертного объединения. По словам Романа, это косвенно связано с тем самым концертом в поддержку Дома ребенка, но свою роль сыграли и другие выступления.
Закрытие Дома ребенка Роман воспринял как «большое личное поражение и боль».
— Можно было найти альтернативу. Чернавский тубдиспансер, к примеру. То, что его закрыли, может, и правильно. Но сейчас, когда не хватает коек под больных ковидом, почему не туда? Лес, изоляция, чистый воздух. Мне кажется, можно было там открыть ковидный госпиталь, — высказался Можельский.
«Вы мешаете людям». Комплименты от зрителей и протокол от полицейских
Роман рассказал 45.RU о самом приятном, по его мнению, комплименте от слушателей. Примечательно, что комплимент довольно схож с высказываниями губернатора Вадима Шумкова об оттоке населения из региона.
— Прозвучал комплимент от прохожего так: «Ребят, как здорово! Курган стал городом, из которого не хочется уезжать. В который хочется приехать погостить, вернуться, а может, и переехать», — вспоминает музыкант.
Самым неприятным замечанием для него стали слова сотрудника полиции, когда в отношении Романа в прошлом году составляли протокол за «нарушения требований антитеррористической защиты». Тогда на набережной «Квартирник45» проводил открытый микрофон, где собралось много зрителей. Силовикам это не понравилось.
— Мне сказали: «Уходите, прекращайте. Вы мешаете людям», — рассказал Роман.
Музыканту назначили штраф в тысячу рублей, но, благодаря юристу Петру Волосникову, решение суда обжаловали.
Примечательно, что почти сразу после составления протокола к Роману обратился один из полицейских и попросил обратить внимание на его сына, занимающегося пением.
— После этого на моём юбилее в пабе проводили концерт. На нём выступал ребенок одного из сотрудников, составлявших протокол. Очень талантливый незрячий парнишка пел. Это в первую очередь говорит, что музыка и искусство важнее всего, — рассказал Роман.
Историю с протоколом музыкант считает очень странной, но добавляет, что она в итоге пошла проекту на пользу.
— Непонятно, за день до меня и через день проходят схожие мероприятия, никого не трогают, меня называют нарушителем. Проходит День города без разрешенных 50 человек и социальной дистанции — тоже нормально. Зато это помогло войти в историю музыки города, так как это уникальный случай. Я полицейским тогда сказал спасибо. Где бы я еще такую рекламу сделал? — рассказал Роман Можельский.
«Один раз пришлось за шкирку выводить». О культуре слушателей и угрозах от неадекватов
По мнению Романа, в последнее время культура слушателей в Кургане повысилась, стычек с неадекватными прохожими стало меньше.
— Я застал те времена, когда маргиналы и пьяницы в Кургане 15–20 лет назад требовали от музыкантов спеть Цоя и «Мурку» и грозились сломать гитару об голову. Сейчас радует, что среднестатистический слушатель из некогда хамоватого быдла превратился в светлого замечательного человека с неподдельным интересом к музыке. Стала появляться культура восприятия, — отметил идеолог «Квартирника».
Но один инцидент с неадекватным слушателем Роман всё же припомнил.
— По итогам лета провели концерт закрытия сезона уличной музыки на Троицкой площади. Слушатель, видимо, под препаратами, вел себя неадекватно. Я его предупредил дважды, но он начал лезть к 15-летним девчонкам. Взял за шкирку и вывел его подальше, — рассказал музыкант.
О конкуренции с другими музыкальными проектами и благословении от «Чайфа»
По словам Романа Можельского, какое-то время с проектом «Культурная среда» у «Квартирника» была конкуренция.
— Но сколько бы таких проектов ни существовало, общественная жизнь и музыка от этого только выигрывают. Конкуренция — это всегда хорошо. Если о «Культурной среде» говорить — у них были бюджет и финансирование. Их не стало, проект впал в анабиоз. А «Квартирник» по-прежнему существует, — отметил Можельский.
Примечательной Роман назвал встречу с солистом группы Чайф Владимиром Шахриным, который недавно приезжал с концертом.
— Я его спросил: «Мы ваши песни поем на улицах города, денег не берем, прощаете?» Он ответил: «Не то что прощаю, но и поощряю и категорически приветствую, потому что, если человек играет на гитаре и поет песни, он в этот момент точно никому ничего плохого не делает», — улыбнулся Роман.
«Пандемия всех в тоску вогнала»
Сейчас Роман Можельский работает замгендиректора курганского театрального концертного объединения. Он организует концерты неакадемической музыки, занимается грантами, поиском новых талантов и так далее.
— Концертная деятельность из-за пандемии терпит упадок. В тоску всех вогнало. Приходится выискивать возможные решения, вроде онлайн-концертов. Но это совсем не то, — вздыхает собеседник 45.RU.
По словам Романа, отменить из-за антиковидных ограничений пришлось, к примеру, концерт No cover fest для желающих «вернуть мой 2007-й».
— Много ли групп знаете, поющих свои песни, не каверы? Мы тоже этим грешим. А когда-то, 20 лет назад, было культовое место, где проходили становление самые известные группы нашего города, та же «Психея», которая живет и здравствует, респект Дмитрию Парубову. Это КЦ «Курган» — в этом намоленном культовом месте могли бы выступить группы со своим творчеством в жанре рока. Идею многие поддержали. Здесь даже не «верните мой 2007-й», а верните мой 1997-й! — улыбнулся музыкант.
С сожалением Роман говорит и об отмене большого концерта в честь юбилея «Квартирника», в нём должны были участвовать группы Rebels и «Братья Lumier». Из-за пандемии мероприятие проведут в онлайне, участвовать будет только «Квартриник45», но посмотреть концерт всё же можно будет в Сети сегодня, 18 ноября, в 20:00. Слушателей обещают порадовать двадцатью треками, концерт рассчитан примерно на 2 часа. Полноценный концерт с тремя коллективами перенесли на 18 декабря.
— Хотелось бы, чтобы вживую слушали люди, но такая суровая реальность, — резюмировал Роман.