У вас есть вопросы к религии, которые вам стыдно задать священнику, но узнать ответы было бы интересно? У нас таких вопросов накопилось много, и мы нашли человека, который спокойно и интересно (без нравоучений) ответил корреспонденту 45.RU. Нашим героем стал иерей Михаил Сычков, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы Кургана.
Бывший следователь, а ныне священник рассказал, стоит ли, по его мнению, во время пандемии нырять в купель, зачем меценаты строят храмы, как церковь относится к абортам, управляет ли религия людьми и почему соблюдать пост, отстоять службу и часами молиться — это не про страдания.
Михаил Сычков — настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы Кургана, руководитель ревизионной комиссии и заместитель председателя дисциплинарной комиссии и церковного суда Курганской епархии. Священником стал в 2006 году.
— Почему в православии нужно страдать: соблюдать пост, стоять службу, молиться часами?
— Может, это кажется страданием только со стороны? Есть хороший французский фильм «Пришельцы» (в нем снимаются Жан Рено и Кристиан Клавье. Кинолента повествует о графе и его слуге, которые из XII века попадают в 1992 год. — Прим. ред.). Герои фильма видят бегущих в парке людей и спрашивают: «Куда и зачем они бегут? За ними кто-то гонится?» Также люди сейчас в тренажерные залы ходят — это же одно сплошное страдание! Кричат, пыхтят, в обморок падают. Кому это надо? Со стороны кажется страданием, а для человека в теме поход в зал — вовсе не мучение, а радость. Никому раньше это не нужно было, все экономили силы. Физического труда в жизни человека было много. Люди при физических нагрузках стремятся к цели, прилагают усилия.
Так же и у верующих: мы принимаем усилия на духовном пути. В пост приходится отказываться от еды, к которой привык. Но это тренировка говорить себе и своим хотелкам «нет». При серьезном соблазне человек уже сможет устоять. Верующие путем таких «страданий» вырабатывают в себе умение говорить «нет».
— Аборт: за или против?
— Против. По нашему вероучению жизнь и душа зарождаются в момент зачатия, оплодотворения яйцеклетки. В этот миг появляется новая жизнь, а значит, аборт — это убийство. Насколько я знаю, наша церковь не имеет ни одной уважительной причины, оправдывающей аборт. Даже если беременность угрожает жизни матери. Конечно, такое решение остается за матерью. По-христиански это очень высокая планка — мать жертвует собой ради жизни ребенка.
К сожалению, мне известен такой случай — верующая женщина забеременела, зная, что не переживет эту беременность. В итоге так и получилось: ребенка родила, но не выжила. Она осознанно на это пошла.
— А если женщину изнасиловали и она забеременела против своей воли?
— Рожать. Ребенок в чем виноват? А ребенка лишают жизни, мать единолично выносит суд ему. Имеет ли она на это право? С точки зрения церкви — нет.
— Религия для того, чтобы управлять людьми?
— Конечно, нет. Но, к сожалению, этим могут пользоваться жадные до власти люди, чтобы управлять другими людьми. Но религия в первую очередь нужна для общения человека с Богом. У человека прямых точек соприкосновения с Творцом нет, он не знает, как с ним общаться, слышит ли Бог его просто так. Внутри себя можно молиться, придумать образ Творца, но нужно ведь подтверждение: не сумасшедший ли я?
К сожалению, во все времена политики использовали и будут использовать религиозность человека, манипулировать мнением, сознанием. К религии напрямую это не имеет никакого отношения.
«Верующий ответит: "Бог есть", атеист скажет, что нет. На этом дискуссия прекращается»
— Бог есть?
— Есть. Верующий ответит: «Есть», атеист скажет, что нет. На этом дискуссия прекращается: ни первый, ни второй ничего доказать другому не сможет.
— Кто такие верующие?
— Люди, которые убеждены в том, что есть что-то гораздо выше них.
— Кто такие атеисты?
— Это лучше спросить у самих атеистов. Атеизм в классическом понимании — просто отрицание всего нематериального: высшего разума, любой религиозности и веры. С одной стороны, отрицают, так как нет данных конкретных, используют «бритву Оккама»: зачем плодить лишние сущности, если нет для этого оснований? Есть воинствующий атеизм — строгая убежденность, что Бога нет. Это уже «черное зеркало» веры и скорее имеет религиозную подоплеку.
— Смывает ли грехи погружение в купель на Крещение?
— Нет, грехи смывает только покаяние. Это изменение человека, который живет здесь и сейчас, но осуждает себя вчерашнего, себя, которым был час назад и что-то не так сказал или сделал. Человек себя судит и выносит себе вердикт. Покаяние в церкви — это таинство исповеди, когда человек в присутствии священника признается Богу в своих ошибках, поступках. При таком покаянии Господь очищает человека от грехов. А окунание в купель в крещенские праздники — это традиция, причем скорее наша, российская. К покаянию она отношения никакого не имеет.
«У нас купание в Крещение превращается в моржевание и вызов самому себе. Зачем искушать Бога?»
— Рекомендуете ли купаться на Крещение в пандемию?
— Нет. Вообще не рекомендую купаться в Крещение, потому что это экстремальный вид участия в церковной жизни. Вспоминается крещение Спасителя в иорданских водах, но там климат и условия совершенно другие. У нас это превращается в моржевание и вызов самому себе. Зачем искушать Бога?
— А если человеку очень хочется окунуться?
— Пожалуйста, запретить никто не может. Традиция хорошая, но к ней надо подходить с умом — если есть силы, правильная подготовка, чтобы потом можно было выпить горячего чая, быстро одеться, согреться. Но это не часть церковной традиции этого праздника. Крещенская вода, освященная раз в год, должна использоваться для принятия внутрь и окропления, освящения каких-либо мест.
— Зачем люди идут в церковь?
— Людей в церковь приводят очень разные причины, у каждого своя. Например, люди, которые приходят на воскресные службы, в основном глубоко верующие православные. Это одна из наших основных обязанностей, это древнее строгое правило. За пропуск трех воскресных богослужений христианин отлучается от церкви. Это одна категория людей.
Другие ходят в будни поставить свечку, заказать молебен, требу (священнодействия и молитвословия, совершаемые священником по просьбам людей. — Прим. ред.), купить иконку. Это так называемые «захожане», антипод прихожан (члены прихода, постоянно участвующие в жизни прихода. — Прим. ред.). Не готов о «захожанах» говорить, потому что огромное ассорти причин, почему они идут в церковь: горе, радость, корысть... Или когда человек хочет чего-то и идет заключать сделку с Богом, ставит для этого свечку. По статистике, «захожан» больше, хотя ходят они реже.
— Важно ли соблюдать все обряды или можно просто зайти и поставить свечку раз в год?
— Смотря кому. Верующему важно, ведь обряды не просто так придумали, это очень глубокие церковные традиции. Это в первую очередь важно для верующего.
— Зачем нужно венчаться, креститься и отпевать?
— Неверующему не нужно. Но с другой стороны — зачем людям жениться, играть свадьбу? Зачем после смерти организовывать похороны, а просто не выкопать яму? Все-таки есть определенные процедуры, светский ритуал. У церкви свои традиции для таких важных событий.
Брак — вещь непростая, сами знаете, многие из них заканчиваются разводами. При таинстве венчания у Бога просят помощи в совместной жизни.
Отпевание — это прощание с человеком, закончившим земной путь, и его проводы в вечную жизнь.
А крещение — человек вступает в церковь и открыто говорит: «Я христианин, буду стараться жить по заповедям Божьим, жить в миру во грехе так, будто я уже в царстве небесном, хотя вокруг ложь, зло и обман». Крещение — это своего рода заключение союза с церковью. Кроме того, при крещении человек бросает вызов дьяволу. Он такое не простит, мне кажется, и человеку, который начинает жить с Богом, нужна поддержка. Поэтому человек крестится, вступает в союз с церковью, с Богом и ведет маленькую свою войну с дьяволом и своими грехами.
— Когда правильно креститься: в младенчестве или в сознательном возрасте?
— Нет четкого правила, когда правильно креститься. Есть сторонники у обеих позиций. С одной стороны, человек должен сам прийти к Богу, это серьезное решение. Но традиционно крестят на 40-й день после рождения. Это в первую очередь нужно родителям, так как и они, и церковь уже могут начать молиться за ребенка. Можно и так, и так.
— Как верить по правилам?
— Верить сердцем, умом, всем своим существом. Остальное — это вопросы вероучительные: как именно нужно верить. К сожалению, много копий сломано, судеб, церковные расколы происходили, когда одни люди в Церкви говорили, что нужно верить и читать священное Писание вот так, а другие считали, что правильно верить иначе.
— Почему разговоры о религии всегда превращаются в споры?
— Это изъяны человеческого характера. Люди спорят, потому что не хватает уважения друг к другу, умения спокойно принять точку зрения другого. Религия — благодатная почва для споров. В ней мало что можно доказать. Могут, например, продуктивно спорить о каких-то нюансах два верующих из одной конфессии. А когда сходятся мусульманин и христианин — никто ничего доказать собеседнику не сможет. В этом случае будет спор и испорченные отношения. Как в политике.
— Что для вас вера?
— Это часть меня, моих мыслей. То, что пропитывает верующего человека целиком, каждый поступок. Решение принимаешь через призму вечности, а не просто материального мира. Для верующего человека реальная жизнь начнется после этой. Сейчас мы учимся чуть-чуть как-то жить. Это начало жизни, ее демоверсия. В общем, это подготовка к будущей жизни.
«У нас из этого, [из меценатства], часто делают рекламу. Такие вот издержки»
— Строительство храмов меценатами — это тщеславие или благородство?
— Я думаю, и то, и другое. Редко когда человек может сделать такой хороший поступок в чистом виде, без греховной составляющей — небольшой гордыни, тщеславия. По Евангелию, когда делаешь милостыню, твоя левая рука не знает, что делает правая. Об этом не должен знать никто, ты делаешь это втайне перед Богом. А у нас из этого часто делают рекламу. Такие вот издержки. Но сейчас мы никуда не можем двигаться без меценатов, благотворителей, своими силами не можем построить храм. У верующих людей нет возможности и ресурсов для этого. Но благотворители все разные, и дай Бог всем здоровья.
— Зачем становиться священником?
— Я решил стать священником в 22 года. В тот момент был следователем, проработал им два года. Тогда уже был горячо верующим. Но по неопытности казалось, что верующему человеку в миру жить тяжеловато и нужно постоянно идти на сделку с совестью. На контрасте увидел, как живет церковь, понял, что можно жить в ней полноценно. Я влюбился в церковную жизнь. После этого просто не мыслил себя никак иначе, кроме как священником. Другие профессии и жизненные пути вообще исчезли.
Перестраиваться со следователя на священника не было тяжело. Было ощущение, будто летаешь, силы благодаря Богу были постоянно.
— Можно ли перестать быть священником?
— К сожалению, да, можно. Таких случаев, увы, довольно много. У нас есть внутренний свод правил, по нему для священника недопустим ряд поступков. При их совершении решается вопрос о лишении священника сана.
— Почему люди перестают быть священниками?
— Сколько бывших священников, столько и причин. Бывает, что выгорают, бывает кризис веры. Иногда человек не может себя заставить верить правильно. Бывает и такое, что священнослужитель создает не очень хорошие условия себе в жизни и вера теряется.
— Почему среди священников нет женщин?
— Это вопрос церковных традиций, церковного Предания. В канонах, регулирующих внутреннюю жизнь церкви, строго написано что кандидат в священники — мужчина определенного возраста, ряд других условий должен быть.
Христос в человеческом воплощении был мужчиной, а священник во время служения символизирует Христа.
— Какие стереотипы о священниках вас больше всего ранят?
— Стереотипы, по-моему, развеялись уже. Заочно разве что иногда слышу от детей пожилых прихожан. Дети ругаются на церковь, не пускают пожилых родственников, говорят, что там «попы» до нитки обдерут. Это неприятно. Есть обвинения по умолчанию в жадности, алчности. К счастью, в нашем обществе даже неверующие люди уважительно относятся к священнослужителям. Лично ничего плохого в свой адрес не слышал.
«Поп — не обидное выражение. А вот если говорят "попяра" или что-нибудь такое, то тогда неприятно»
— Слово «поп» — обидное?
— Нет, это древнее слово. Есть несколько мнений о его происхождении, наиболее вероятное, что «поп» — это папа. Это не обидное выражение. А вот если говорят «попяра» или что-нибудь такое, то тогда неприятно.
— Бывают ли чудеса?
— Да, конечно, даже у неверующего человека могут быть, хотя он и не захочет это признавать. Происходят порой вещи, которые происходить не должны ни в коем случае. Это необязательно прям чудеса, шокирующие человека. Просто что-то происходит, чего не должно быть, чего ты не заслужил. Должно быть гораздо хуже. Но происходит чудо. Чудо вообще очень субъективно. Если чудо признают все, то оно становится частью материального мира, становится нормой.