Развлечения В Кургане мнение «Устаревшая, кривая, но любимая»: рассказываем о плюсах и минусах скандальной игры «Сталкер 2»

«Устаревшая, кривая, но любимая»: рассказываем о плюсах и минусах скандальной игры «Сталкер 2»

А заодно вспоминаем, почему вселенную S.T.A.L.K.E.R. так ценят в СНГ

Так в игре выглядит колесо обозрения в Припяти

Источник:

В конце 2024-ого года состоялся релиз игры S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl (18+). Фанаты ждали этого много лет. Но выход игры, к сожалению, омрачился политическим скандалом, она чуть не оказалась под запретом в РФ. Но политика — не то, за что нужно ругать игру. О её несомненных преимуществах и грубейших недостатках рассказал корреспондент 45.RU Кирилл Митин. А заодно вспомнил, почему вселенная «Сталкера» так популярна и любима в СНГ.

С чего начиналась любовь к сталкерской вселенной

Первая часть «Сталкера» («Тень Чернобыля») вышла в далёком 2007 году. В России и странах СНГ игра рвала и метала — тысячи (если не сотни тысяч) геймеров не могли дождаться окончания уроков и рабочего дня, чтобы побродить по чернобыльской «зоне отчуждения» (30-километровая территория в районе Чернобыльской АЭС, сильнее всего заражённая радионуклидами после аварии).

Чем мы занимались в игре? Гуляли по постсоветской глубинке, с интересом (а некоторые явно с болью в сердце) смотрели на обветшалые «панельки», заброшенные заводы, ржавую технику и знаки о радиационной опасности. «Сталкер» — не симулятор ходьбы, поэтому приходилось много стрелять, бегать по поручениям, собирать артефакты и ценности с убитых врагов и следить за сюжетом. Звёзд с неба игра откровенно не хватала: на старте она имела множество технических проблем, изначально в ней была спорная механика стрельбы, не самая передовая графика, сюжет с любопытной задумкой, но очень кривой подачей и заданиями в стиле — сбегай из одного конца Зоны в другой.

Сюжет первой части таков: 1986 году, как и в реальности, на Чернобыльской АЭС произошла катастрофа. Зону отчуждения вокруг ЧАЭС облюбовали учёные, построили в ней несколько лабораторий и начали проводить эксперименты. Была открыта Ноосфера — информационное поле вокруг Земли. При попытке взаимодействия с ним в 2006 году неподалёку от ЧАЭС произошла новая катастрофа — случился выброс энергии, после чего зона отчуждения наполнилась мутантами и аномалиями, убивающими всё живое. Но вместе с ними появились чудодейственные артефакты, за которыми побежали искатели приключений. Территорию назвали Зоной, окружили стеной и взяли под охрану. Главный герой, сталкер по кличке Меченый, разгадывал загадки Зоны и своего туманного прошлого.

Первая часть «Сталкера» сейчас выглядит неказисто, но именно она заложила фундамент для будущих игр

Источник:

Но всё это не помешало «Сталкеру» собрать внушительную фанбазу, игра стала коммерчески успешной, получила 2 продолжения (последнее вышло в 2009 году) и создала целую сталкерскую вселенную. Про Зону и её чудеса написали сотни книг и комиксов разной степени качества, собирались снимать отечественный сериал с Гошей Куценко, устраивали ролевые игры со страйкбольным оружием и многое многое другое.

В 2012 году разработчик собирался выпустить вторую часть «Сталкера», но что-то пошло не так и игру официально отменили. Фанаты погоревали, но взяли развитие игр в свои руки — за прошедшие 17 лет были выпущены тысячи модификаций. Они меняли Зону до неузнаваемости — благодаря энтузиастам она получила новые территории, задания, сюжетные линии, механики. Всё это позволяло вселенной «Сталкера» жить и развиваться, а фанаты верили и ждали, что когда-то получат продолжение. И в 2024 году, спустя 17 лет, мы дождались вторую часть «Сталкера» — S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl. Но стоило ли её ждать?

Вселенную S.T.A.L.K.E.R. придумала украинская компания GSC Game World. Они вдохновлялись повестью братьев Стругацких «Пикник на обочине», фильмом Андрея Тарковского «Сталкер» и самой Чернобыльской зоной (ездили туда за фото и видеоматериалами для будущих игр). Бытует мнение, что название S.T.A.L.K.E.R. разработчики решили сделать аббревиатурой, чтобы избежать проблем с авторскими правами.

Вторую часть «Сталкера» на релизе обвиняли в русофобии (в ней находили оскорбительную для россиян песню) и предрекали ей запрет к распространению на территории РФ (хотя игра итак в России не продаётся). В итоге игру в нашей стране так и не запретили, контент, который мог оскорбить русскоговорящих игроков, был удалён.

Почему не стоит идти в Зону

По сюжету главный герой, 25-летний Евгений Мартыненко (кличка Скиф), лишается своей квартиры — её разрушает непонятно откуда взявшийся артефакт из Зоны. Бывший военный, когда-то занимавшийся сталкерством, связывается с учёным Германом, получает от него сканер, создающий аномальные поля, и отправляется в Зону, чтобы вновь зарядить потухший артефакт (на Большой земле они теряют свойства). Скиф хочет узнать причины катастрофы, а заодно заработать на новое жильё. Так начинается его долгий путь, который окажет влияние на всю Зону.

Разрушенную квартиру главного героя показывают в начальной заставке

Источник:

Техническое состояние второго «Сталкера», уже по традиции, на старте оказалось весьма печальным. При игре на ПК в людных местах игра безбожно тормозит и вылетает. А позже выключается каждые 10-15 минут независимо от локации. Поэтому игра была пройдена на приставке Xbox, там ситуация гораздо лучше. На полное прохождение ушло более 80 часов (но сюжет можно пробежать раза в 3 быстрее).

Главный вывод после титров — это игра прямиком из 2010-х годов. Буквально тот самый, во всём устаревший, кривой, недоработанный, странный, но любимый «Сталкер»!

Местами игра потрясающе красивая

Источник:
Источник:

Мне, как фанату серии, игра понравилась. Но понравилась скорее вопреки. Минусы, которые для многих стали критичными: отвратительное техническое состояние на ПК, вырезанная механика A-life (она была ещё в первой части и отвечала за распорядок дня неигровых персонажей. Они ходили по Зоне по своим делам и создавали вокруг игрока видимость жизни), красивые (местами), но пустые и безжизненные локации, в которых ничего не происходит. Подача сюжета перекочевала из первой части почти без изменений: нас всё также гоняют по Зоне как болванчика, заставляют выполнять однотипные поручения и очень сильно размазывают историю, её нить очень быстро теряется.

В игре много хорошо сделанных анимаций и сюжетных роликов

Источник:

Для прогресса в игре нужно собирать всё, что плохо прикручено. Это и минус, и плюс. Наш главный герой изначально может переносить 80 кг вещей. Из них примерно половину занимает бронекостюм, пара-тройка стволов с патронами к ним, гранаты, аптечки и пара банок тушёнки. Другая половина быстро забивается трофеями — пушками с трупов противников, артефактами, содержимым тайников. Когда вес приближается к максимальному, главный герой быстрее утомляется, либо вообще перестаёт бегать.

В итоге тащить «хабар» (так в Зоне называют ценные находки) к торговцам приходится гораздо дольше и нуднее. Система мгновенного перемещения в игре есть, но работает только на базах, где к главному герою не относятся враждебно, и перемещаться можно только между этими пунктами.

В игре можно побродить по двум заброшенным городам — Припяти и Лиманску

Источник:

Экономика в игре тоже странная. Чем дороже твоё снаряжение, тем больше денег нужно на его ремонт и улучшение характеристик. А ломаться защитный костюм и огнестрел будут очень быстро. Чтобы заработать денег приходится всё обшаривать, складывать в рюкзак и бегать с перегрузом. Круг замыкается.

Игра жутко тёмная. Ночью нашим единственным источником света станет фонарь. При этом прибора ночного видения и бинокля, как в прошлых частях, нет. Поэтому ночные побегушки по Зоне первое время будут жуткими и атмосферными, но затем быстро начнут раздражать — хочется контролировать обстановку вокруг, а не разглядывать тени в темноте.

Противники в игре туповатые. Никакой тактики против игрока у них нет, болванчики будут суетливо прятаться за укрытиями и переть напролом прямо под прицел. Глупость искуственного интеллекта компенсировали точностью и зоркостью — если враг заметит вас первым (так будет почти всегда), то все пули и гранаты полетят в игрока с ювелирной точностью. И если стычка происходит в лесу или среди кустов, то шансов в битве будет мало — вояк плохо видно на фоне зелени. А ещё они любят появляться прямо за спиной и по бокам от игрока — выглядит абсолютно криво и неественно и очень раздражает.

Мутанты в Зоне сделаны лучше, но у некоторых есть раздражающая особенность — они выступают губками для пуль и гранат.

В игре частенько можно встретить сталкеров и членов группировок, воюющих между собой и мутантами

Источник:

Кому понравится второй «Сталкер»

Плюсов в игре, как мне, всё-таки чуть больше. Никуда не делась моя любимая концепция — идти к успеху. В начале игры мы бегаем в куртке новичка со слабым пистолетом с парой магазинов, колбасой и аптечкой. Это провоцирует нас на поиск тайников со снаряжением, стычки с противниками, в чьих карманах может быть что-то ценное и выполнение заданий от других сталкеров.

Интересных квестов немного, но те, что есть, запоминаются. Нас, к примеру, попросят найти икону в подвале дома. Но дом находится посреди очень красивого, но аномально опасного макового поля, заходя в которое сталкеры засыпают и погибают. Поэтому либо запасаемся энергетиками и нарезаем круги среди цветов, то и дело закрывая глаза, либо решаем вопрос по-другому (зависит от нашей жидности и совести). А в следующий раз хитрый бандит захочет нас «развести» и продать якобы рабочий «Запорожец».

Механики поездок на авто в «Сталкере» нет, но однажды нам попытаются втюхать «Запорожец»

Источник:

Также понравилось исследование особых аномалий с мощными артефактами. Одна постоянно притягивает к себе всё живое и тут же сминает как фантик, другая является огромным смерчем, который закрутит главного героя и выкинет как пушинку. В целом механика охоты за артефактами всё ещё хороша — в одну руку берём детектор, в другую — болты, идём в аномальную опасную зону, кидаем болты перед собой и пытаемся найти безопасный путь к ценному артефакту, а затем вернуться обратно. Многие аномалии сделаны интересно, доведётся даже побродить по полю мутировавшего борщевика.

+1

Местами игра красива до безумия. И несмотря на претензии к пустоте игровых локаций, иногда они выглядят чарующе. Особенно Припять. Во многие её дома можно зайти и посмотреть на убранство покинутых квартир. Или подняться на крышу, сесть на край парапета и сыграть на гитаре (да-да, здесь есть такая механика, причём недурно исполненная, в Сети можно найти видео, как в игре исполняют всеми любимые хиты).

Сюжет, несмотря на рваную подачу, мне понравился. Хоть местами он не стыкуется с событиями предыдущих частей, но продолжает истории многих легендарных персонажей, более детально раскрывает тайны Зоны. Некоторые сюжетные линии меня откровенно восхитили. В первой части нашими главными противниками становились члены группировки «Монолит». Их лишали воли и отправляли охранять центр Зоны от любопытных глаз. Ненавидимые всеми сталкерами «монолитовцы» после определённых событий лишались контроля, с ужасом осознавали свои зверства и не понимали, как жить дальше. В игре их судьба довольно трагична и интересна, внутри группировки намечается раскол — кто-то хочет узнать, как вернуться обратно под контроль, другие мечтают научиться жить как нормальные сталкеры. Их лидер Бродяга — отлично прописанный, запоминающийся и харизматичный персонаж с неимоверно грустной судьбой.

Также интересной находкой в сюжете стало то, что положительных персонажей в игре, по сути, нет. У всех свои тараканы, все вертят главным героем как хотят. Это приводит к одной из четырёх концовок. Я, к примеру, решил не плясать ни под чью дудку и отстоять интересы Зоны, не позволить никому ею управлять. Поэтому разругался со всеми персонажами, пошёл своей дорогой. И к своему удивлению получил нехороший финал, на который совсем не рассчитывал. Но опыт получился интересный.

Источник:

Если подытожить — второй «Сталкер» получился игрой именно для фанатов. Разработчики её сейчас активно исправляют, пытаются наладить искусственный интеллект и починить то, что сломано. Но в нынешнем состоянии «Сталкер» своей кривизной скорее отпугнёт нормальных игроков. Сейчас это перспективная заготовка под хорошую игру. Надеюсь, когда-то она достигнет величия первых частей. А пока тем, кого вышеописанные проблемы не отпугнули, желаю удачной охоты, сталкеры!

В игре доведётся побродить по жутким местам, имеющим ключевое значение для историй из первых частей

Источник:

Любите вселенную «Сталкера»?

Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY1
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
«Устаревшая, кривая, но любимая»: рассказываем о плюсах и минусах скандальной игры «Сталкер 2»
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Мужик грозил ножом, женщины кидались с кулаками»: случаи в такси, от которых ни один водитель не застрахован
Наталья
Мнение
«Копай и собирай мешки бесконечно»: неравнодушная россиянка поехала волонтером в Анапу и показала масштабы трагедии без прикрас
Дарья
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Напряженное и грустное путешествие»: почему курганцам стоит поиграть в новый Silent Hill — 2
Кирилл Митин
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления