На фоне бедственного положения муниципального предприятия, занимающегося городскими троллейбусными перевозками – МУП «ГЭТ», споры сторонников и противников этого вида общественного транспорта начинают приобретать характер всеобщей истерии. Первые считают своим долгом доказать крайнюю полезность троллейбуса для развития городских пространств в целом, а у вторых наконец-то появился реальный шанс выплеснуть весь негатив, скопившийся в головах по поводу существования троллейбусов в городах вообще.
Троллейбус в Кургане, как и во многих российских городах, испытывает колоссальные трудности. Была даже информация что с 1 августа троллейбусы в Кургане на маршрут не выйдут. Обошлось. Спасибо Павлу Кожевникову за продвижение этого дела. Хочется надеяться, что в администрации еще есть люди, которые хоть что-то видят в городе, кроме слепого извлечения прибыли.
То, что мы имеем сейчас: старая контактная сеть, устаревшие транспортные единицы, отсутствие выделенных полос, наличие дублирующих маршрутов, обслуживаемых частниками, заставленные транспортом крайние полосы и глубокие стратегические проблемы. И после этого вы хотите, чтобы троллейбус был рентабельным?
Как можно после такого утверждать, что именно троллейбус является камнем преткновения, главной причиной заторов? Такие утверждения могут исходить только из уст абсолютно далеких от этого людей, или от автомобилистов, до сих пор считающих, что наличие у них машины дает им какие-то привилегии, и не желающих платить лишнюю копейку. При том те же автомобилисты не понимают, что именно чрезмерное количество машин создает заторы, и что негативный экологический эффект от стоящих в пробке автомобилей гораздо больше, чем от старых троллейбусов. Они не учитывают, что за все это приходится платить остальному социуму, причем в гораздо большей степени, чем кажется. А если учесть и негативные социальные последствия от загруженных улиц и от постоянного расширения дорог в ущерб тротуарам и, как частный случай, пешеходам? А если учесть отсутствие альтернативы в Кургане? Троллейбус до сих пор виноват во всех грехах?
Очевидно, что большие долги по зарплате и вообще критическое положение МУП «ГЭТ» являются следствием неадекватных решений при транспортном планировании, а не мнимой убогости троллейбусов. Во всем мире это вид транспорта является одним из наиболее комфортных, но вот в России как-то пока не задалось. Нерентабельность курганского троллейбуса налицо, но это не значит, что такую систему нужно ликвидировать вообще. Что мы сделали для того, чтобы он стал рентабелен? Ведь при особом желании снизить эксплуатационные затраты и увеличить привлекательность троллейбусов, как и любого другого вида транспорта, можно. А это означает, что данной проблемой нужно упорно заниматься. Но многие чиновники передвигаются на личных автомобилях, да и некоторые жители уверены, что троллейбусом не пользуются потому, что он менее комфортен, чем маршрутка. Маршрутка комфортнее троллейбуса? Вы когда последний раз там ездили? Ах простите, вы же на автомобиле ездите! Конечно, это сразу же делает вас экспертом по транспорту. Ведь гораздо приятнее ехать в тесном ПАЗике, набитом, как консервы, и держаться мизинцем за поручни, вдыхая аромат людей, едущих с работы в жаркий летний день. А просторный троллейбус, где вы с большей долей вероятности проедете сидя и где к вам лично подойдет кондуктор – это менее комфортно?
Итак, что можно сделать, чтобы попытаться ликвидировать или хотя бы частично снизить непомерные расходы курганского троллейбуса?
Начать же нужно с увеличения привлекательности этого вида транспорта: обновление контактной сети и модернизация транспортных единиц (замена РКСУ на ТИСУ, например, которая была проведена, но лишь на одном троллейбусе в Кургане). Это очень дорого – сомнений нет, однако, это дешевле закупки новых транспортных единиц.
Далее. Повышаем стоимость проезда хотя бы до автобусного уровня (сейчас проезд в троллейбусе несколько дешевле, и это затратно). Поступления увеличатся, но бояться за отток клиентуры не стоит: когда на маршрут выйдут обновленные комфортные троллейбусы, мы сразу увидим, где удобней ездить – в тесном жарком ПАЗике или в степенном и мягком троллейбусе. Но для этого нужно сначала снизить до минимума количество дублирующих маршрутов частников там, где есть троллейбус.
Гигантские средства, выделяемые на расширение дорог, можно пустить на создание выделенных полос, и общественный транспорт поедет быстрее. В итоге мы сами начнем удивляться, что улицы, казалось бы, шире не становятся, а город движется свободней. Мы сможем пересадить на троллейбусы и закоренелых автомобилистов, но лишь в том случае, если обеспечим достойное качество общественного транспорта
И появится стимул для постепенного уменьшения заторов. Это вопрос психологии, а не размеров корпуса. Замечательная фраза: «Считаете троллейбус неуклюжим и неудобным? Вы просто не видели настоящий троллейбус!». Это правда: нужно стремиться именно к настоящему троллейбусу, а не эксплуатировать то, что осталось от советских времен – нерентабельное, грязное, холодное, неэкологичное и еле ползущее.
Хоть какие-то движения в правильную сторону сейчас делает наш мэр, за что ему огромное спасибо. Но в целом проблема острая. Конечно, в этой статье я многое утрировал, и понятно, что решить данную проблему просто лишь на словах, но нужно понимать, что сложности всегда сопутствуют такому процессу, как управление городом. Нужно пытаться работать на перспективу, понимая причинно-следственные связи и закономерности функционирования транспортных систем, а не отвечать на сиюминутные вызовы рынка и мимолетные желания автолюбителей, которым никогда не хватит дорог, сколько их ни строй. В данном случае важно именно понимание и воля, а значит, любые финансовые сложности можно решить и спасти то, что гораздо важнее каких-то временных мер. Город станет удобнее для жизни, увеличится приток туристов, а может быть, и новых жителей. Разве не этого мы все хотим? Давайте же работать, опираясь на мировой опыт, а не плыть по течению, оправдываясь какой-то уникальностью или говорить про «особый путь». Сегодня это не работает – технологии другие.
Роман Овчинников.
Живет в Кургане. Урбанист, инженер, блогер, фотограф-любитель, музыкант и общественный деятель. Инициатор проекта «МойКурган». Закончил факультет транспортных систем КГУ.
Занимается исследованиями городской среды, краеведением, а также «зелеными» технологиями.
Блог.