Ушедший 2022 год запомнился курганцам событиями, которые кардинально изменили привычный уклад жизни. Кажется, что настало время перевести дух и верить, что 2023 год не будет таким суровым. Итоги редакция 45.RU обсудила с главой Кургана Еленой Ситниковой.
Мы спросили мэра о транспортной реформе (в том числе готова ли она сама прокатиться на автобусе), спецоперации и мобилизации, будущих крупных ремонтах, которые коснутся всех. И не могли не задать вопрос, почему всё-таки парковка у ЦУМа стала общественной территорией (да, мы снова о ней!). Елена Ситникова рассказала 45.RU о своей команде, тяжело ли женщине руководить городом и как мэрия работает с правительством.
Елена Ситникова родилась 22 ноября 1974 года. Имеет два высших образования. В 1997 году окончила Курганский госуниверситет по специальности «филология», присвоена квалификация «учитель русского языка и литературы»; в 2005-м — Курганский госуниверситет по специальности «юриспруденция», присвоена квалификация «юрист». В органах власти работает более 23 лет. Замужем, воспитывает дочь. Елену Ситникову избрали главой Кургана в июле 2021 года.
Проблемы 2022 года
— Этот год был трудным для вас? Были и пожары, и СВО, и мобилизация.
— Уходящий год не был трудным, ужасным, хотя все таковым его считают. Были моменты, отличающиеся от предыдущих лет, крупные происшествия. Но сам год был обычным рабочим. В этом году мы вместе с департаментами, подрядчиками начали подводить итоги и поняли, что сделали работы гораздо больше, чем в предыдущие. Сами себе удивились: 40 километров дорог отремонтировали — это прорыв! Мне кажется, в Екатеринбурге столько дорог не сделали.
Многие капитально отремонтировали. У нас начато строительство и завершится в следующем году — Фарафонова, Елисеева в Заозерном. Это новое строительство, создание коммуникаций: ливневки, сети, освещение. Дорога по Бурова-Петрова у нас завершится. Сейчас по ней ведутся подготовительные работы, их начали осенью. Подрядчик получил разрешение на строительство, зашел туда. Это большой объем работ, который, может быть, большинству горожан не виден. Я считаю, что он и не должен быть виден. Люди просто должны работать, жить своей жизнью, получить хорошую дорогу и не задумываться об этом. Наша задача — всё это обеспечить.
— И всё же, если говорить о частичной мобилизации, насколько вам было трудно или легко в очень сжатые сроки принимать много решений?
— Никто ее не ждал. Но организовать всё было несложно — пункты сбора, питание. Лично мне было сложно с моральной точки зрения. Мы знаем, что, хоть мобилизация и частичная, ее не было со времен Великой Отечественной войны. Сложно было работать с семьями, объяснять им, к примеру, законодательство. Спрашивали: «Почему именно мой муж?»
— Как вы отвечали на этот вопрос?
— Мы отвечали конкретно: «Потому что у него такая-то военно-учетная специальность, потому что он подходит по критериям, служил тогда-то, имеет такие-то навыки». Мы старались говорить с людьми честно и ничего не придумывать. Я считаю, здесь по-другому быть и не может. Многие говорили: «У нас столько-то детей, не призывайте». Я отвечала: «Понимаете, есть такое слово — "надо"». С Родиной случилась беда, и мы все обязаны на своем месте нашу Родину защитить. Это не лозунг.
От чего мне становилось легче, что вдохновляло — было очень много добровольцев. Были люди, имевшие возможность получить бронь: сотрудники дорожных предприятий, асфальтоукладчики, которые очень нам нужны (как раз завершалась дорожная кампания). Дефицитные специальности. Мы им говорили: «Давайте сделаем вам бронь, вы нам тут нужны на работе». Они отказывались и уходили добровольцами.
— Заменили их?
— Да, конечно. Сами видите — все дорожные работы у нас сделаны в срок. Но было много сложных моментов. В том числе для предприятий, много их сотрудников уходили по мобилизации. Но все справились. Я поздравляю наших бойцов с Новым годом! Желаю им обязательно вернуться живыми и здоровыми, мы всех очень ждем!
— Как помогаете семьям мобилизованных?
— Мы работаем с ними. Вместе с мобилизованными и соцзащитой делали анкету, где они описывали проблемы, с которыми семье надо помочь. Там были медобслуживание, ремонт дома, кому-то надо было крыльцо, крышу сделать, заменить батарею. Про детей писали, про их обучение. Мы все эти вопросы решили. Денежные выплаты делали. Мы отработали всё в кратчайшие сроки. Если у семей мобилизованных есть вопросы, их в рабочем порядке отрабатываем. Один из последних случаев — семья строит дом, у них не было крыльца. Мы его сделали.
— Ситуация с майскими пожарами — какие уроки вынесла администрация из этого? Сталкивались ли с несовершенством законов, что стоит доработать?
— Законодательство — объемное понятие, есть уровень федеральный, областной, местный. Если говорить о пожарах, то оно (законодательство) логичное, его не надо править. По нему предусмотрены выплаты пострадавшим. Мы их осуществили. Многие получили значительные выплаты, по миллиону и более.
Есть примеры, когда многие люди, в Малиновке в том числе, планируют на своих участках возвести новые дома. Нам помогло и правительство области — приняло решение о выплатах за счет регионального бюджета, хоть это и не было предусмотрено, но такая возможность по закону есть.
— То есть не нужны корректировки законодательства, например, для выделения маневренного жилья, как было при разрушении дома на пр. Машиностроителей?
— При определенных ситуациях, ЧС, выселении людей из опасного дома, как на проспекте Машиностроителей, 19, мы пользуемся этим инструментом. Люди, которым понадобилось размещение в маневренном фонде, они все его получили, кто писал об этом заявление.
— Многие горожане тогда были недовольны предоставленным жильем. Как урегулировали этот вопрос?
— Большая часть маневренного фонда, которым располагает администрация, — это комнаты в бывших общежитиях. Большинство из них без ремонта. Когда жильцы выселяются из них, во многих случаях оставляют ненужные вещи. Мы предлагали людям посмотреть район, дом, этаж. Если их устраивала конкретная комната, мы делали там ремонт, приводили ее в нормативное состояние, меняли окна, двери, систему отопления, проводку, если это было необходимо.
«Мы никому не дали комнату со словами: "Живи как хочешь" и не оставили с ней один на один»
Не было таких случаев. Если такая информация есть, называйте мне фамилию конкретного гражданина. Но я уверена, он скажет: «Помощь была оказана».
Если говорить о приведении всех комнат в нормативное состояние, они могут долгое время никому не понадобиться. Когда есть иные направления, куда необходимо потратить бюджет, зачем я буду делать это сейчас? Поступление денег в него сложное. Если кто-то комнату выберет, то мы сделаем там ремонт.
Транспортная реформа
— Про транспортную реформу. Эта тема болезненная, к нам в редакцию приходит очень много писем по разным маршрутам: как будет ходить этот автобус, можно ли оставить другой. Как показалось нам и нашим читателям, широкого обсуждения темы с горожанами не было.
— Про то, что обсуждения не было, это не так. Немного отвлекусь от транспортной реформы. Всегда при новшествах есть те, кто, может быть, читал и знал об этом, но будет говорить, что не читал, не видел и не знал. Я в органах власти с 1997 года работаю, такое было всегда. И будет. Всегда есть люди, скептически настроенные к определенным моментам. Это нормально, все имеют на это право.
Общественные обсуждения проходили, все необходимые процедуры были завершены в сроки.
— Но эти процедуры были заочными...
— Они были на сайте, они обсуждались с экспертами, с транспортным управлением, с Союзом транспортников, общественниками. Но вы правы, с каждым жителем это не обсудишь, у каждого своя правда вроде: «Я езжу с Утяка и хочу ехать только так». Маршруты так не делаются ни в одном городе.
Мы знакомились с опытом регионов и городов, где уже прошла транспортная реформа. Она везде шла сложно. Не было такого города, где не было ни одного обращения и все жители довольны. У нас этот вопрос идет непросто. Я воспринимаю это нормально.
Реформа назрела. Мы ее реализуем, не потому что сами захотели, мол, нам чего-то в жизни не хватает. Для нашего города слишком много транспортных компаний. Их было 24 перевозчика. И все на нерегулируемом тарифе!
«У каждого перевозчика была своя правда. Основной посыл у них был: "Мы работаем, жителей возим, вы к нам не лезьте"»
Но было, к примеру, несоблюдение графиков. И жители почему-то обращались не к перевозчику, а к нам в администрацию: «Почему частный перевозчик на остановку не приехал, я его 40 минут ждала?» Мы мониторили, терпели, обсуждали с ними по-хорошему. Но диалога не получалось. Мы подавали на них в суд.
— А из-за чего обращались в суд? Из-за графиков?
— Да, из-за несоблюдения графиков, некачественной работы. У нас с ними есть договор, где прописаны их обязанности. Но большинство перевозчиков хорошо знает свои права, а про обязанности умалчивает. Я предлагала обязанности обсудить, чтобы их автобусы строго следовали по плану, не сбивались с графика. Чтобы мне люди не звонили и не говорили, почему они вечером после работы не уехали. Перевозчики отвечали: «У нас водители болеют». Я говорила: «Это организация вашей работы, регулируйте это». Мы же не заявляем: у нас в администрации все болеют, поэтому ничего делать не будем.
Я хочу сказать одно, и перевозчики все это признают (мы с ними говорили открыто, я собирала их всех вместе и общалась со всеми одинаково), я всегда твердила: «Будет реформа и переход на регулируемый тариф. У людей много своих проблем. Не надо лишних всплесков, повышений до 33 рублей, задержек автобусов на час».
— Когда вы сообщили перевозчикам о грядущей реформе?
— Говорить об этом мы начали год и три месяца назад. Они все это знают. Когда-то у нас были маршрутки. Всех устраивало. Но невозможно всю жизнь ездить на них, они не вывозят пассажиропоток. Надо развиваться! А их всё устраивало, мол, я на своем маршруте зарабатываю, чего ко мне лезете? Так не должно быть.
Я говорила им: «Давайте вместе двигаться, участвуйте в конкурсах, готовьтесь». Нужно будет заменить и увеличить количество подвижного состава. Многие услышали, отработали с банками, открыли кредитные линии, интересовались, где купить новые автобусы. Но были те, кто не стал этого делать, сомневался. Они в открытую говорили, мол, ничего не будет, сейчас напряженная ситуация в стране. Я сказала: «Всё будет. Невозможно работать так, как работа поставлена у вас».
Отношения с перевозчиками
— Насколько нам известно, новые автобусные маршруты, которые появятся после Нового года, будут обслуживать четыре транспортные компании: ИП Мунтян Галина Ивановна, ООО «ЗауралТрансСервис», ООО «Транспортная Компания» и ООО «Транссервис».
— Да, у нас договоры заключены с четырьмя компаниями, но по сути это три перевозчика.
— У коллег была информация, что кто-то из них отказался. Это так?
— Это дезинформация, никто ни от чего не отказывался. Все маршруты состоялись. У каждого перевозчика не по одной компании. Зашли две компании, первый и второй номер в аукционе, это компании одного перевозчика. Соответственно, он указал одну компанию.
— Сколько, как вы думаете, продлится реформа? Условно говоря, можно ли будет 3 января выйти на остановку и поехать?
— Ну да, вышли 3 января на остановку и поехали. Но у нас еще остались перевозчики, которые какое-то время будут работать по старым свидетельствам. У каждого срок окончания разный. Мы им сразу сказали: «Ни одного свидетельства не продлим». Поэтому у нас несколько крупных маршрутов прекратили действие.
Обращения, которые появились после этого от якобы граждан, были инициированы самими перевозчиками, которым не продлили свидетельства. Пример — маршрут № 368. Мне говорили: «Люди никуда не уедут, будут забастовки. Вы лишаете наших водителей работы». Я отвечала: «Водители в дефиците, если есть опасения про трудоустройство ваших, мы и другие перевозчики их все с руками оторвем!» Этот вопрос сразу отпал. Про забастовки я отвечала: «Если вы их организуете, проплатите, то, конечно, на них кто-то выйдет». Забастовки где-то были? Нет.
— Мы заметили, в соцсетях есть группа, где каждый день публикуют новости (зачастую пессимистичные) о транспорте в Кургане, список маршрутов, но это не группа транспортного управления. Вам известно, кто ее ведет? Ведь люди верят этой информации, особенно на фоне отсутствия официальной от властей города.
— Многие перевозчики, которые верили в какую-то сказку, ничего не делали и которых признали не победившими в конкурсе, они раскачивали и будут раскачивать ситуацию. Это было в любом городе. Мы ежедневно проводим аукционы по всем направлениям. Всегда есть победитель и тот, кто им не признан.
Наверное, не выигравшей стороне обидно, она хотела победить. Некоторые говорили, что работали на маршрутах по 20 лет. Прекрасно! Но надо двигаться вперед. Мы это всем предлагали, но кто-то решил остаться на том же уровне — маршруток, ПАЗов, которым больше 10 лет. Пожалуйста, какое-то время еще смогут на нерегулируемом тарифе поездить. Но регулируемый тариф утвержден департаментом цен и тарифов, он экономически обоснован.
— Вы так аккуратно говорите «не победившие»...
— (Улыбается) Победившие в аукционах перевозчики сдали старые свидетельства и перешли на регулируемый тариф. Будут возить по 30 рублей, но по системе льгот, абонементов («Кузнечик», «Элкарт») поездки могут стоить от 25–26 рублей. Перевозчики такой порядок сохранят.
— А когда вы в последний раз ездили на автобусе?
— Слушайте, я на автобусе, честно говоря, ездила очень давно. Я это абсолютно не скрываю. Я живу от работы недалеко, сейчас езжу на машине. Какое-то время назад всегда ходила пешком. Я живу в конце улицы Коли Мяготина, мне всегда было проще дойти до площади через дворы. Минут 15 на это уходило.
Кстати, как автомобилистка хочу оценить и страшные рассказы про пробки, которые якобы есть. Специально ездила в часы пик.
— Вы не ездили из Заозерного...
— Не знаю, может быть, я так езжу, но ни разу в длительные пробки не попадала. Максимум 5 минут на каком-то мосту постояла и на светофоре. Про них нам тоже страшные истории рассказывают, когда мы ставили один на улице Свободы. Говорили: «Весь город встанет, никто никуда не проедет через гидроузел». И кто там постоял?
— А не хотели бы в качестве эксперимента выбрать какой-нибудь автобус и прокатиться на нем?
— А эксперимент для чего?
— Посмотреть, как реформа работает, вы же житель города.
— Транспортная реформа наступит, и мы проверим.
— Как будете работать с вопросами жителей по транспортной реформе? Вы же готовитесь к тому, что их будет много?
— Автобусы, которые зайдут в транспортную реформу, будут брендированными, с новыми вывесками. На остановках поставим новые аншлаги. С перевозчиками, ушедшими на регулируемый тариф, договорились: чтобы жителям было удобнее, будут объявления-подсказки на лобовых стеклах и в салонах: такой-то маршрут идет по бывшему такому-то маршруту. Кондукторы тоже будут объяснять.
— И это всё будет уже с 3 января действовать?
— Да. Это уже всё делается. Но любая реформа заходит постепенно.
«Не будет такого, что наступит 3-е число — и всё завершится. Однозначно будут шероховатости»
Через них все города прошли. Мы готовы всем всё объяснять
Парковка/сквер у ЦУМа
— Тема, про которую нам очень много пишут читатели: что с парковой у ЦУМа? Пытаемся поговорить с его руководством, но пока не удается.
— Что касается «Зауральского торгового дома», поговорить с ними не получается не только у вас. Почему-то руководитель выбрал такую позицию, ни с кем разговаривать не хочет. Я приглашала его и его заместителей к себе, один раз он пришел. Конструктивного диалога не получилось.
Земля «Зауральского торгового дома» заканчивается там, где проходят фундамент и задний двор. Бывшая парковка и тротуар — это всё муниципальная земля. Она всегда была ею. У них не было никакого договора на обслуживание. Забрал ли кто-то у них землю? Нет.
— А разве городу не нужна там парковка?
— Давайте обсудим весь тот район, не только ЦУМ. Там есть парковки, есть куда поставить машину. Это всё муниципальная земля — у бара, за филармонией. Дальше, если идти там, где аптека, магазин парфюмерии, тоже есть парковочные места.
Но я понимаю, что транспорта становится больше и улицы города проектировались не под нынешнее количество машин. Проблема есть. Но наш город так запроектирован. Мы же не будем дома сносить, чтобы парковки сделать. Это нелогично и глупо. Машину есть куда поставить.
Но в городе не хватает общественных пространств, мест, где молодежь не будут гонять и она сможет собраться даже поздно ночью и без жалоб посидеть пошуметь. Они пытались собираться на парковке у ТРЦ «Пушкинский». Жалобы поступали каждый день! И я жителей понимаю. Мне, уставшей с работы, тоже бы не хотелось, чтобы шумели под балконом.
— С вашей точки зрения, целесообразно ли создавать общественную территорию на бывшей парковке?
— Целесообразность есть. Мы как раз хотим сделать там место для молодежи.
«Там рядом нет жилых домов, поэтому смогут гулять, кататься, петь под гитару. Жаловаться никто не будет»
— Если уже про общественные зоны говорим: когда «Локомотив» откроют?
— В январе, все работы завершены.
1,5 года работы главы
— Расскажите, как за то время, что вы находитесь в кресле главы города, изменилось ваше впечатление от работы? Впервые главой Кургана стала женщина.
— Я не ставила себе цель и задачу стать главой города. Я работаю в системе органов власти с 1997 года, как университет окончила. Работала в органах государственной власти в Кетовском районе, была первым заместителем главы. Потом пришла в департамент социальной политики. Это самая такая большая сфера, в которой даже в настоящее время работают свыше 10 000 человек. Я решила себя попробовать: почему бы и нет? И прежде чем выдвинуться на конкурс, проходила ряд испытаний. Были согласования, тестирования. По итогу всё успешно прошла.
— Какие у вас отношения с предыдущим главой Андреем Потаповым?
— Когда сложилась ситуация, что Андрей Юрьевич принял решение уйти в отставку по семейным вопросам, вопросам здоровья, я с уважением отнеслась к его решению, у нас с ним нормальные отношения сохранились. Недавно кто-то писал, что я его видеть не хочу. Это абсолютная чушь, ерунда! Мы с ним периодически встречаемся, он приходил на рабочее совещание, когда вопросы мобилизации обсуждали. Абсолютно нормально общаемся.
— Павел Каргаполов (первый заместитель главы Кургана) — ваша правая рука? Когда он приходил, были слухи, что это, возможно, ваша будущая замена.
— Я считаю абсолютно нормальным, что у нас есть слухи. Людям надо что-то за чаем обсудить. Это неформальная сторона любой работы. Павел Александрович — молодой грамотный человек, влился в наш коллектив. Я его знаю еще со времен его работы в правительстве. Работает нормально, у нас с ним полное взаимопонимание.
— Ваша команда полностью набрана, вы ею довольны?
— Пока у нас не определились с социальной политикой. Нет кандидатуры. По остальным направлениям — да, собрана команда. Со своими задачами справляемся. Город, к примеру, получил паспорт готовности к зимнему отопительному сезону. Это значимый для администрации документ. Это говорит о том, что город готов и, если вдруг возникнет ЧС, мы знаем, как ее устранить. Из-за ужесточения законов многие субъекты, города этот паспорт не получили. Дорожные работы, которые были запланированы, завершены. Все работы приняты.
В нашу команду пришли новые руководители со свежим взглядом. Многие до этого не работали в органах местного самоуправления. Это оказалось ценным, потому что у них не зашоренный взгляд.
Какое-то время назад был тренд — город должен быть самостоятельным, сам по себе...
— Когда были Богомолов и Ельчанинов?
— Ну да, это же ни для кого не секрет. Я работала тогда, и Анатолия Федоровича я очень уважаю, он на самом деле профессионал, но позиция была, что город должен быть отдельно, а область как-то сама по себе. Так вообще быть не должно.
«Мы единый субъект. Есть определенная вертикаль власти, у всех есть разные свои полномочия, но они абсолютно перекликаются»
Цель у всех — чтобы было развитие, надо делать совместно одной командой, тогда результат будет.
Мы работаем в полном контакте с правительством региона, департаментами...
— Вам не кажется, что при таком раскладе часть положительных результатов как бы присваивают, забирают у администрации города?
— Нет. Я же вижу всё изнутри. Есть мнение: «Несколько лет назад не было федерального финансирования, сейчас оно вдруг начало появляться, его дают всем субъектам». Поверьте, не всем. Его дают всем в разном объеме. Чтобы субъекту зайти в федеральную программу, нужно плотно поработать. Это работа губернатора, его заместителей, которые вылетают в Москву по сложным вопросам.
— С кем вы советуетесь при принятии решений в работе?
— Это может быть правительство области, если это совместные проекты. Если вопросы местного значения, то обсуждаем на рабочих совещаниях и принимаем решения.
— А какие у вас отношения с губернатором?
— Такие же, как с его заместителями: рабочие, конструктивные. Проводим совещания, туда все приходят с кипой документов, начинаются рабочие обсуждения.
Хочу отметить: Вадим Михайлович очень глубоко вникает в вопросы. Это подтвердит любой глава округа. Он даже знает фамилии руководителей предприятий в округах. Я этому поражаюсь!
Какие ремонты ждут город в 2023 году?
— Расскажите о трех главных объектах, которые будут делать в Кургане в следующем году.
— У нас продолжается строительство школы на 1500 мест в Заозерном. Там есть небольшое отставание от графика, поскольку один и тот же московский подрядчик строит два объекта: детскую поликлинику и школу (речь о московском подрядчике «Авиапромстрой». — Прим. ред.). Один объект он удачно ввел, сейчас сосредоточится на втором. Темпы строительства школы увеличились, сделали нулевой этаж, подвал, первый этаж, сейчас выходим на перекрытие второго этажа. В январе начнем выходить на третий этаж. Работа ведется, мы ее однозначно завершим.
В 2023–2024 году мы войдем в проект реконструкции Арбинских очистных сооружений. Они не реконструировались с момента их ввода в эксплуатацию. Оборудование там устаревшее. Благодаря Вадиму Михайловичу удалось привлечь значительные инвестиции, объект будет стоить порядка двух миллиардов рублей.
— Что значит для жителей реконструкция Арбинки?
— Будет бесперебойное водоснабжение, улучшение качества воды.
— Не будет отключений воды на сутки? Меньше аварий?
— Однозначно да. Будет меньше аварийность. Арбинка — стратегический объект, она обеспечивает весь город водой. Ее надо привести в нормативное состояние, чтобы не было ЧС.
— А что с ремонтом сетей на Коли Мяготина?
— Это еще один грандиозный проект. Эта улица идет почти через весь город. Перекресток Пролетарской — Коли Мяготина, там же бесконечные раскопки были! Проводим работы, сейчас ушли в сторону Ленина. Работы идут по графику, местами даже с опережением.
— Какие объекты начнете делать с нуля?
— Ремонт мостов. Чеховского, Бурова-Петровского. Подрядчики определены, подготовительная работа ведется.
— Кстати, схема объезда Чеховского моста уже известна?
— Мы ее разместим в январе. Сейчас отрабатываем, в том числе с РЖД. Мы просили, чтобы нам открыли определенный переезд. Но пока не можем это согласовать. Мост пока не закрываем. Подрядчик ориентировочно в конце января планирует выйти на физические работы. И на Бурова-Петровском тоже. Но его (Бурова-Петровский) мы не будем закрывать полностью. Он будет закрыт так же, как и Некрасовский, — по половине.
— Что делаете с подрядчиками, которые не укладываются в сроки, — штрафуете?
— Ответственность прописана в контрактах, в законе № 44-ФЗ. Не уложился в сроки — выставляем требования.
Как отдыхают главы
— Как вы справляетесь со стрессом?
— Когда есть время, я стараюсь отдыхать с семьей на даче. Дача — это мое место силы. Там лес вокруг. Беру собаку — и идем туда гулять.
— У вас есть время на дачу выбираться?
— Летом я стараюсь там жить, езжу оттуда на работу. В выходные туда отправляемся. Выходной, правда, только воскресенье, суббота всегда рабочая (смеется). Время на отдых есть. Я стараюсь проводить его с семьей, родителями. Встречаюсь с друзьями, но редко, времени на это не хватает.
— А какие у вас любимые занятия, хобби?
— Смотрю старые советские фильмы. Это мое любимое занятие. Обожаю.
— Например? Какой у вас любимый фильм?
— У меня много любимых фильмов. Я иногда на канале «Культура» старый фильм нахожу, который никогда не смотрела. Последним таким фильмом стала комедия «Берегите мужчин!» (картина вышла в 1982 году, режиссер Александр Серый. — Прим. ред.). С большим удовольствием посмотрела! Люблю старые фильмы, миллионы раз пересмотренные, которые наизусть все знают. Но всё еще смеюсь над ними.
— Кто глава в вашей семье?
— У нас в семье нет главы. Мы в семье всё всегда решаем совместно. Если возникают какие-то вопросы, мы всегда их решаем в обсуждениях. С дочерью советуемся. Нет такого, что кто-то прав, кто-то виноват. Хотя выяснения отношений, как и в любой семье, бывают.
— Как вы справляетесь с критикой? Читаете комментарии о себе?
— Считаю, что критика должна быть. Это помогает в работе.
«Но критику принимаю только конструктивную, с предложениями. Другую критику не воспринимаю»
Если критикуешь, внеси рациональное предложение, как это исправить, я сама так делаю. Если недоволен своей жизнью и критикуешь всё вокруг — продолжай. Я к этому отношусь ровно.
Я не читаю комментарии. У меня нет на это времени. А вечером, когда освобождаюсь, нет желания. Но обращения, предложения от граждан систематизируем. Если в них есть рациональное зерно, мы их учитываем.
— И много таких конструктивных предложений поступает?
— Нет, не сильно много. Выражение когда-то услышала, понравилось: «Все стали врачами, строителями. А в ковид — вирусологами». Люди имеют право высказывать мнение, это нормально. Но высказывать нужно конструктивно.
Редакция 45.RU благодарит главу Кургана Елену Ситникову и пресс-службу администрации города за организацию интервью.