3 января началась транспортная реформа. Для пассажиров она обернулась длительным ожиданием автобусов (преимущественно тех же старых ПАЗов) и переплатой за пересадки — новые маршруты стали короче. В мэрии Кургана ссылаются на исследование «РОСДОРНИИ», которое разработало вариант транспортной реформы и предложило ввести в городе пересадочные маршруты, а также на положение Минтранса, разрешающее одну пересадку. Мы решили посмотреть, что за «РОСДОРНИИ» определило путь следования курганцев, чем оно занимается и для каких еще регионов меняло транспортную систему. Бонусом приводим комментарий самого института с разъяснениями для читателей 45.RU.
Что за «РОСДОРНИИ»?
Первые сообщения о том, что «РОСДОРНИИ» разработает документы по транспортному планированию Курганской области и Курганской городской агломерации, появились в конце ноября 2021 года. С ним заключил контракт «Курганавтодор».
Весной 2022 года они представили заказчику исследовательскую работу, а уже летом руководители администрации Кургана анонсировали транспортную реформу. За оценку пассажиропотока и разработку новой маршрутной сети для Кургана «РОСДОРНИИ» получил 26,5 млн рублей. Сумма контракта указана на сайте госзакупок, а также ее озвучивала глава города Елена Ситникова.
ФАУ «РОСДОРНИИ» — это федеральное автономное учреждение «Российский дорожный научно-исследовательский институт», образованное в Москве в 2014 году и подведомственное Министерству транспорта РФ. Сотрудники занимаются разработкой и научным сопровождением федеральных, целевых и региональных программ в дорожном хозяйстве, а также внедрением информационных и прогрессивных технологий в практику проектирования и строительства. По данным сайта «Контур.Фокус», «РОСДОРНИИ» заключил за всё время работы 356 контрактов на сумму 8,3 млрд рублей.
В институте «РОСДОРНИИ» 45.RU ответили, что в их организации работает более 1000 человек, из которых более 120 имеют научные звания кандидатов и докторов наук. Мы поинтересовались у них, сколько человек приезжали для исследования в Курган.
— В зависимости от вида выполняемых работ часть из них приезжала в Курганскую область для проведения обследований, сбора исходных данных, общения с заказчиком, — ответили нам в институте.
Что предлагали ученые?
К сожалению, в свободном доступе итоговой работы «РОСДОРНИИ» по Кургану нет. Но в институте на запрос 45.RU, в котором мы спрашивали, почему после внедрения их варианта реформы в Кургане возникли проблемы с транспортной доступностью у отдаленных микрорайонов города (например, в Черемухово, где жители фактически лишились удобного им маршрута № 308), ответили, что они предлагали два варианта реформы.
— В рамках научно-исследовательской работы ФАУ «РОСДОРНИИ» было проработано два варианта оптимизации маршрутной сети Кургана и Курганской городской агломерации. В рамках каждого варианта были предложены мероприятия по устранению дублированных маршрутов, изменению по количеству и типам подвижного состава (увеличение количества автобусов большого класса и низкопольных автобусов для перевозки МГН), созданию опорных (или магистральных) маршрутов с минимальным интервалом и длительным сроком работы, — пояснили нам в организации.
Также в «РОСДОРНИИ» отметили, что они предлагали отменить большинство маршрутов, которые полностью или более чем на 90 % дублировались маршрутами, предложенными для сохранения. Из чего можно сделать вывод, что новые маршруты должны были заменить их, но пока в Кургане мы видим только их отмену (например, те же маршруты № 308, 42). Также в институте предлагали ввести бесплатную пересадку для горожан.
— Для улучшения качества транспортного обслуживания населения было предложено ввести электронные проездные билеты с тарифным меню, в числе которого были предусмотрены тарифы, обеспечивающие бесплатную пересадку в течение 60 минут с начала поездки, — подытожили в «РОСДОРНИИ». К слову, такая система была в Перми — опыт своего города описали наши коллеги из 59.RU. Правда, там такие пересадки со временем отменила городская дума.
Пока никаких бесплатных пересадок в Кургане нет. Чиновники горадминистрации убеждают сейчас перевозчиков, зашедших на новые маршруты, выпустить единый проездной, но когда они договорятся, неизвестно. Из последнего — карту только на маршруты своей компании рекламировала в релизе администрации гендиректор крупнейшего перевозчика ООО «Транссервис» Наталья Кутепова.
Итоги работы в Воронеже, Астрахани и Мурманске
Стоит отметить, что аналогичные исследования «РОСДОРНИИ» проводил также для Воронежской, Астраханской и Мурманской областей. И не везде власти взяли за основу в реформу полностью рекомендации института.
Раньше Кургана и Мурманска в транспортную реформу вступил Воронеж. У них по предложениям «РОСДОРНИИ» должны были ликвидировать 35 маршрутов, но городские чиновники уменьшили этот список. Транспортную реформу они проводят поэтапно и за несколько лет работы реализовали около половины всех предложений института.
— То, что было предложено, прошло дополнительный фильтр, мы прорабатывали предложения в рабочей группе. Более 50 % решено внедрить. Мы не стали брать в реализацию порядка 20 %, — пояснял заместитель руководителя управления транспорта Воронежа Максим Захаров телекомпании «Вести Воронеж».
Помогла мэрия Воронежа и в приобретении современных автобусов муниципальной компании «Воронежпассажиртранс». Кстати, стоимость проезда в прошлом году у них была всего 21 рубль при оплате картой и 23 рубля — наличными. В конце 2022 года стоимость проезда увеличили, и теперь она составляет 26 рублей по карте и 28 рублей за наличные. Сейчас власти продолжают изменения по оптимизации сети и расторгают контракты с частными перевозчиками, если они не соблюдают графики движения.
В Мурманской области, которая тоже проводит транспортную реформу по исследованиям «РОСДОРНИИ», изменения идут легче, чем в Кургане. Несмотря на то что с 1 февраля этого года у них подорожал проезд с 35 до 37 рублей по единой карте жителя региона, для тех, у кого такой карты нет, проезд обойдется в 40 рублей. Примечательно, что организацией перевозок в Мурманске занимаются областные власти, которым город передал на это полномочия.
В 2022 году в Мурманске существенно обновили парк автобусов: благодаря региональным властям закуплено более 135 автобусов. На второй этап транспортной реформы из бюджета Мурманской области выделили около 1,5 миллиарда рублей.
Лучшего всего дела обстоят в Астраханской области, где запуск новых маршрутов разделили на два этапа. Разработчики «РОСДОРНИИ» тоже предлагали им отменить часть маршрутов (например, 1с, 64с, 17с, 5с, 33с), но власти их оставили, так как они были самыми востребованными у пассажиров. Таким образом, астраханские власти пошли по более мягкому пути реформы, сохранив привычную сеть. Это позволило им избежать социального напряжения, когда люди в часы пик стоят подолгу ждут автобуса, как в Кургане.
Кроме того, в Астраханской области активно обновляют подвижной состав при поддержке Минтранса. К ним в регион поступили более 100 низкопольных автобусов (всего новых машин закупят порядка 500). Региональные власти выделили, по сообщению «Российской газеты», 142 млн рублей на обустройство конечных станций, разворотных площадок, остановок по маршрутам следования, а также на выделенные полосы для общественного транспорта. За два года на это потратят 700 млн рублей.
— Астраханцы должны сразу видеть разницу в лучшую сторону между тем, что было и что стало, как в качестве транспорта, так и в инфраструктуре и ощущать на себе преимущества проведения транспортной реформы. Это принципиальный вопрос, — приводит слова губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина «РГ».
А что у нас?
В Кургане транспортную реформу проводят без финансирования из бюджетов города или области, как в других городах. Обновлять автобусы перевозчикам, выигравшим новые маршруты, придется за свой счет, а если точнее, — выходит, за счет пассажиров, у которых в последнее время возросли расходы на проезд из-за пересадок. Но в успехе этой стратегии в декабре 2022 года сомневался председатель Союза транспортных организаций Курганской области Игорь Кимаковский, который ранее заявлял, что «обновить парк автобусов при тарифе в 30 рублей без доплаты или с минимальной доплатой от мэрии будет нереально».
Также в Союзе транспортников подсчитали, сколько нужно средств на покупку новых автобусов — более 2 млрд рублей. На эти средства можно купить 69 автобусов малого класса, 156 — среднего класса и 25 — большого класса.
— Перевозчики, выигравшие в конкурсах и купившие новые автобусы в лизинг, просто не смогут обслуживать свой долг, после чего лизинговые компании заберут технику. Вместе с тем Союз транспортников надеется, что специалисты из научного института качественно провели свою работу по обследованию маршрутной сети, а Департамент цен и тарифов Курганской области тщательно провел расчет обоснования начальной цены контракта, и жители города смогут ставить курганский городской транспорт в пример другим регионам, — отмечалось ранее в заявлении Союза транспортных организаций Курганской области.
Перед публикацией материала мы обратились к председателю Союза транспортных организаций Курганской области Игорю Кимаковскому с вопросом, сумеют ли новые перевозчики самостоятельно обновить все автобусы.
— Сейчас финансовую поддержку перевозчики не получают. Но когда старые перевозчики уйдут с рынка, то возрастет пассажиропоток у новых, тогда они смогут самостоятельно приобрести новые автобусы. В конкурсной документации были заложены расчеты по более высокому пассажиропотоку из-за изменения маршрутной сети, — отметил Игорь Кимаковский.
Вот только старые перевозчики имеют свидетельства на перевозку по более 40 маршрутам с разным сроком действия и пока с рынка перевозок не уходят. У некоторых срок действия свидетельства заканчивается в 2025 году, у других позже, а новые перевозчики уже к апрелю 2023 года должны заменить около 30 % транспортных средств согласно выигранным контрактам.
Редакция 45.RU поинтересовалась у пресс-службы губернатора Курганской области в запросе, собираются ли региональные власти оказывать содействие в проведении транспортной реформы или выделять финансирование на ее проведение. Как только мы получим ответ, мы его опубликуем.
ФАУ «РОСДОРНИИ». Дата образования: 2014 год, Москва. Генеральный директор — Александр Бедусенко. Учредители и участники — Федеральное Дорожное Агентство Росавтодор. По данным сайта «Контур.Фокус», ФАУ «РОСДОРНИИ» заключило за всё время работы 356 контрактов на сумму 8,3 млрд рублей.
Кстати, теперь у нас есть канал в Viber! Там мы размещаем новости о том, что важного и интересного происходит в Кургане. Подписавшись, вы сможете первыми узнавать эту информацию. Чтобы присоединиться, нажмите сюда.
Удобнее следить за новостями в Telegram? Подписывайтесь на нас, нажав сюда.