RU45
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Кургане

Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +12

1 м/c,

вос.

757мм 92%
Подробнее
USD 94,09
EUR 100,53
Культура мнение Иван Васильевич не мог сказать: «Лепота!»

Иван Васильевич не мог сказать: «Лепота!»

Авторская колонка Романа Овчинникова

Всесоюзно любимый культовый фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» известен не только тем, что его можно смотреть бесконечно любым поколениям нашей необъятной страны, но и большим количеством исторических неточностей. Здесь и неверная дата рождения царя, и скипетр с державой, которые появились на 100 лет позднее, и крещение «тремя перстами» вместо двух, и царское войско, почему-то лишенное растительности на лицах, и многое другое. А что вы хотели? Это же комедия, причем не научно-фантастическая, о чем создатели даже написали в титрах.

Однако есть в этом фильме еще одна важна неточность, причем не столько историческая, сколько эстетическая, которую совершенно никто не замечает! И связана она с проблемой как никогда актуальной даже для современных городов XXI века, в том числе и для Кургана!

Все помнят знаменитую сцену, когда настоящий Иван Грозный выходит на балкон квартиры Шурика и восклицает, осматривая залитую солнцем Москву: «Красота-то какая! Лепота!» Оказывается, великий князь, родившийся в 1530 году и управлявший государством в XVI веке, окажись он в подобной ситуации, ни за что не смог бы произнести подобные слова!

Дело в том, что события фильма происходят в Москве 70-х годов, во времена рассвета массового советского жилищного строительства, преимущественно исповедовавшего модернизм как доминирующий стиль и чисто функциональный подход ко всей системе городского планирования. В довольно короткие сроки машина советского градостроения могла возводить города-полумиллионники в чистом поле, а обычные граждане были счастливы поменять ненавистные общежития на новенькие, пусть и небольшие, но свои квартиры, объем ввода которых поражал все мыслимые и немыслимые масштабы. Вообще, модернизм — великое и своеобразное фундаментальное явление мировой архитектуры, восходящее к трудам гения Ле Корбюзье и подразумевающее рационализм, избавление от архитектурных излишков, использование передовых идей времени и пресловутую массовость. На пространствах бывшего СССР и некоторых областях Восточной Европы нашел себя в полном расцвете, что мы с вами сегодня можем наблюдать в лице безликих многоэтажных микрорайонов, лишенных человеческого лица, с хаотичным расположением строений на продуваемой всеми ветрами равнине. Хотя, безусловно, к этому стилю можно отнести множество уникальных проектов, вроде музея Гугенхайма или целой столицы Бразилии, а также неосуществленный план по возведению нескольких гигантских небоскребов в центре Парижа.

Одной из известнейших проблем старинных городов во все времена и в эпоху советского модернизма, в частности, являлось угасание исторической застройки под гнетом застройки современной. Например, Москва всегда славилась своим неповторимым силуэтом, который формировался множественными куполами церквей, построенных в разные исторические периоды. С приходом индустриализации этот силуэт стал постепенно растворяться на фоне растущих промышленных труб и «сталинских высоток», а затем эстафета была передана всепоглощающему жилищному строительству с его неповторимыми порой проектами. Так силуэт золотых куполов был заменен прямыми углами стремительно растущих жилых многоэтажек. Отныне шедевры византийской и русской архитектуры скрывались или щедро разбавлялись безжизненными бетонными коробками. Именно это и увидел бы Иван Грозный, выйдя на балкон типичной московской квартиры. А теперь представьте: что должен испытать царь, сторонник русского зодчества из глубоко патриархальной и набожной исторической эпохи, при котором был возведен грандиознейший собор Василия Блаженного, когда бы увидел странные серые баррикады, заполонившие весь город? Думаю, ничего хорошего, так как, учитывая вышесказанное, восхищаться было бы просто нечем. А потому Иван Васильевич Грозный, увидевший панораму советской Москвы, скорее свел бы счеты с жизнью, ибо не было бы у него сил перенести подобный эстетический и культурный шок. Благо, Леонид Иович такого подметить в то время попросту не мог.

Предыдущие записи автора:

Роман Овчинников.

Живет в Кургане. Урбанист, инженер, блогер, фотограф-любитель и общественный деятель. Инициатор проекта «МойКурган». Закончил факультет транспортных систем КГУ.

Занимается исследованиями городской среды, краеведением, а также «зелеными» технологиями.

Блог.

Роман Овчинников
Фото: Фото предоставлено автором
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем