«Лишь бы погода была хорошей, а то пальцы мерзнут» — это главное условие для уличных концертов двух курганских музыкантов, которые гордо называют себя оркестром. Коллектив «Хорошее настроение» не волнуют количество и качество слушателей: пусть кто-то специально занимает место на скамейке заранее, а кто-то быстро пробежит мимо с пакетом продуктов. Для ансамбля задача номер один — создавать настроение прохожим. Что случилось с духовым оркестром «Экспресс», сколько зарабатывает уличный музыкант и чего не хватает коллективу для хорошего настроения, узнал 45.ru.
У торгового центра в Кургане в будни и выходные по два часа в день играют два человека: саксофонист Владимир Ильич Зуев и барабанщик Сергей (фамилию мужчина попросил не указывать — коллеги на новой работе не поймут). Они привозят саксофон, ударные и два стульчика, устанавливают пюпитр, на котором раскладывают четыре тетради с нотами — богатый репертуар ретропесен достался в наследство от большого коллектива. Владимир Ильич и Сергей познакомились в духовом оркестре «Экспресс» при локомотивном депо железной дороги в Кургане — он насчитывал около 30 музыкантов, из которых играют теперь лишь двое.
— Время шло, оркестр становится всё меньше, многих похоронили. Молодежь не идет, в оркестре новых сил не было, а старики имеют особенность уходить. Мы остались вдвоем, пытались найти басиста, ведь чем больше инструментов, тем интереснее и красивее музыка. Ищем бас — тубу. У нас басист, Владимир Ильич, ушел из жизни полтора года назад. Но мы фанаты и это дело не бросаем, — рассказывает Сергей, показывая перечеркнутые номера телефонов на фотографии с ушедшими коллегами-музыкантам.
Бывший старший приемщик локомотивов, пенсионер Владимир Зуев на улице учился играть на трубе, а сейчас выходит к прохожим уже профессионалом.
— В Кургане был такой старичок-пожарник Семен Прокопьевич Ушаков. После войны он играл сам и стал обучать ребят играть прямо на улице. Я тоже пришел: он мне дал трубу, собрал оркестр, научил нас. Потом мы стали играть во Дворце пионеров. Однажды там кларнетисты не попадали в ноты, а я взял у них кларнет, дунул и заиграл. Меня спрашивают: «Ты, Зуев, зачем на кларнет перешел?». Я отвечаю, что они пьесу своей игрой нам только портят, лучше сам буду играть, — так Зуев научился играть на саксофоне, кларнете и трубе.
Владимир Ильич выпустился из института инженеров железнодорожного транспорта в Свердловске, поступил в Курганское музыкальное училище, но так и не окончил его. Сергей, наоборот, выпустился из музучилища в Кургане, но профессиональная карьера флейтиста не задалась. Тогда они оба стали играть в оркестре «Экспресс» на профессиональных праздниках железной дороги и городских мероприятиях.
— Тогда проходили парады и праздники духовых оркестров (любительских коллективов было много, сейчас их нет вообще — только студенческие). В то время играть было проще — мы принадлежали предприятию, и оно делало всё, чтобы оркестр существовал. Нам давали возможность репетировать, освобождали от работы для выступлений. Мы играли марши, вальсы, но время шло, оркестр становился меньше, менялись требования публики: люди хотели современные песни, лирику. Я предложил Владимиру Ильичу делать уклон в эстраду. Купили ударную установку, поменяли репертуар, — говорит Сергей.
Выйти на улицу музыканты решили, когда железная дорога перестала поддерживать оркестр. Это происходило долго: коллектив становился меньше, предприятие превратилось в акционерное общество, и оркестр стал невостребованным.
— Нас перестали приглашать на профессиональные мероприятия и праздники, а музыканты как были музыкантами, так и остались: мы репетировали, продолжалась нормальная музыкальная жизнь. А потом мы подумали: сидим себе в углу, а нас же никто не слышит! — вспоминает Сергей.
Впервые они вышли на улицу Ленина на День города в 2008 году. 30 музыкантов в железнодорожной форме три часа играли у входа в Городской сад.
— Нам даже автобус тогда дали! И в тот момент мы подумали, почему бы не играть просто на улице, — делятся музыканты.
— Песен у нас — не счесть! С собой всегда четыре тетрадки, в каждой 40 листов, и на каждом листе песня. Дома пятую тетрадку пишу — на следующий год новый репертуар будет. Мы же для публики играем, надо зажигать! Вот дети появились, играем Шаинского: «Вместе весело шагать», «Голубой вагон», «Раз ступенька, два ступенька — будет лесенка», а они выходят и пляшут. А так играем ретро, — добавляет Владимир Ильич.
Основные слушатели — посетители торгового центра, с руководством которого каждую весну музыканты согласовывают график выступлений. Пока делить площадку приходится только с одним исполнителем — певцом Мишей Котиком, рассказал Владимир Зуев. Место музыкантам нравится: жилые дома расположены поодаль, и жалоб от горожан не было ни разу.
— Есть постоянные слушатели, они сидят на лавочках, некоторые занимают место до нашего приезда. Есть у нас Лидия Степановна: она живет недалеко и как услышит музыку, приходит. Бывает, что прохожие заказывают песни «Амурские волны», «На сопках Маньчжурии». Цыган один приходил, попросил сыграть ему песню из кинофильма «Цыган» — мы сыграли ему «Встречу», — рассказывает руководитель дуэта и начинает новый блок песен. После «Голубого вагона» молодая девушка заканчивает снимать выступление оркестра на сотовый и кидает мелочь в коробку с надписью «Хорошее настроение».
— Пытались один раз у нас нашу шкатулку украсть. Мы мальчишку припугнули, он испугался и убежал. Забывали стульчик, но его никто не тронул, — кивает на коробку Сергей.
За день набирается около 500 рублей — деньги смешные, но, по словам мужчин, выступают они, чтобы продолжить свою музыкальную жизнь.
— Выступаем для души и для народа. Мы старенькие, на сцену вылазить и играть как-то не годится, а здесь люди, кто на концерты не ходит, слушают музыку старую, духовую. Они же не всегда придут в концертный зал, а тут идут мимо, и играет ретромузыка, — смеется пенсионер.
На скамейке пара наблюдает за музыкантами.
— Это не попса какая-нибудь фадеевская, Линда эта кричала: «Я ворона — я ворона» — ну, что это за музыка?! А тут приятно слушать, молодцы они, — рассуждает мужчина.
— У меня мама тут живет недалеко, если сама прийти не может, то звонит мне и спрашивает, не слышала ли я, что сегодня играли, — поддерживает его женщина.
А трое парней на другой скамейке рассказали, что приехали из Юргамыша и видят оркестр впервые.
— Везучие вы, курганцы, такие у вас музыканты есть! Я вот на работу собирался, но тут так хорошо, теперь и не хочется никуда, — сказал один из них.
— Зрители всегда обращают внимание на инструменты — таких в Кургане больше не увидишь. Духовых оркестров в городе не осталось, в концертные залы ходить не принято. Когда мы играем, все сразу интересуются: как это называется, что такое туба, валторна? «А сколько весит туба?» — думают, что тяжеленная. Об инструментах теперь вообще никто не знает, — досадует Сергей и вспоминает, что когда-то в Кургане проходили фестивали духовой музыки, а оркестры шли по улицам, играя торжественные марши. Сейчас духовые можно услышать разве что в музыкальном училище.
Музыканты делают перерыв на просмотр архивных фото выступлений оркестра «Экспресс» и вновь берутся за инструменты — осталось совсем немного времени.
— Как холодно будет, сезон закончится. Руки уже мерзнут, но играть еще можно. Солнышко светит — будем играть. Любите музыку, жизнь и будьте здоровы! — желает на прощание Владимир Ильич и затягивает очередную композицию «Течет ручей».
Алена Кононова