В этом году в Кургане не будут массово и празднично отмечать Масленицу, провожать зиму. Запланированные мероприятия отменили в связи с решениями оперативного штаба. Праздничные мероприятия проходят только на закрытых площадках учреждений культуры и библиотек. А вот как отмечали Масленицу в XIX веке в Кургане, читателям 45.RU расскажет заведующая музеем истории города Татьяна Васильева.
Празднование Масленицы в Кургане и Курганском уезде обычно проходило широко и весело. Масленица была своего рода «русским карнавалом», справлявшимся шумно, весело и разгульно. В народе Масленицу называли веселой, широкой, пьяной, обжорной или разорительницей.
Обычно в Масленую неделю курганцы ходили по гостям, навещали родственников и знакомых, просили друг у друга прощения, угощались блинами, катались в санях и с горок, а в последний день сжигали чучело Масленицы.
В первой половине XIX века ссыльный декабрист Андрей Евгеньевич Розен, описывая нравы и обычаи жителей Кургана того времени, находил небезынтересным празднование жителями Кургана Масленицы. Его воспоминания были опубликованы курганским исправником И. Я. Трофимовым:
«Празднование Масленицы происходит шумно и оригинально. В последний день Масленицы сколачивали огромные сани из связанных шести дровен и устраивали дощатый помост, по углам устанавливались четыре столба, связанные крестовиной, в середине которой, горизонтально привязывалось колесо, на котором сидел, кривлялся и корчился шут или скоморох. В ступицу был воткнут шест с развевающимся значком. Под таким балдахином на помост устанавливались скамейки для чиновных лиц и музыкантов, шестерик убранных лошадей с форейтером возил экипаж. Таким образом, компания разъезжает по улицам от одного сослуживца до другого.
Хозяйки принимают их с блинами и вином, лобызаются со всеми в прощальный день, перед наступлением Великого поста. Несметное число троек, пар и одиночек городских и деревенских обывателей следуют за этой процессией с колокольчиками и песнями, вплоть до позднего вечера».
Помимо уличных гуляний, устраивались праздничные мероприятия и в культурных заведениях города. 28 февраля 1894 года газета «Тобольские губернские ведомости» писала: «Масленица наша развлечениями не изобиловала. Однако 22 февраля в помещении Общественного собрания состоялся концерт любителей музыки в пользу сельской лечебницы и Общества попечения об учащихся. Пели, играли и опять пели. 24 февраля в том же Общественном собрании состоялся танцевальный вечер с платою за вход с мужчин — 50, а с дам — по 30 копеек».
Масленая неделя завершалась Прощеным днем. Горожане ходили в гости к родственникам, соседям, знакомым и просили прощения.
В последний день праздника катались на санях и сжигали соломенное чучело Масленицы.
В некоторых местах чучело устанавливали на площади. Рядом ставили деревянный шест или мачту, на верх которого помещали разнообразные призы (сапоги, тулуп, водку). Когда-то это действо имело магическое значение, но к концу XIX века это превратилось в веселую забаву. В некоторых местах Масленицу изображал человек, одетый в смешную одежду. Он сидел в санях в сопровождении музыкантов и совершал объезд дворов с поздравлениями, получая за это деньги и угощения. После этого на площади делался костер. Девушки и парни несли старые плетни, ненужные дровни и бороны. Из них складывался костер, на котором торжественно сжигалось чучело «сударыни Масленицы».
Согласны с автором, что раньше Масленицу праздновали с большим размахом?