Действующая администрация Курганской области получила ответ на преисполненный оптимизма доклад губернатора Олега Богомолова с оценками семилетнего периода его правления. Как сообщает УралПолит.Ru, куда менее радужная, чем у властей, оценка состояния дел в Зауралье была озвучена на заседании трехсторонней комиссии по социальному партнерству с участием представителей областного правительства, промышленников и профсоюзов.
Перед тем, как областные чиновники, директора и профсоюзные активисты в очередной раз пролонгировали на год договор о сотрудничестве, между ними возникла дискуссия по поводу реальной социально-экономической обстановки в Зауралье.
Представитель администрации, начальник управления труда Анатолий Шелепов заявил, что из 65 пунктов обязательств, которые областные власти брали на себя год назад, в полной мере не выполненными остались только четыре. К числу неудач г-н Шелепов честно отнес долг по детским пособиям в размере 225 млн. рублей, уровень безработицы, перешагнувший за согласованный год назад порог в 1,2%. Кроме того, 319 предприятий и организаций области по-прежнему должны своим работникам. Сама администрация задолжала почти 51 млн. рублей специалистам в сельской местности в виде компенсаций при оплате коммунальных услуг, причем наблюдался рост тарифов на тепло и электроэнергию. Не завершено строительство дома для работников культуры в Кургане.
А в остальном, по словам Анатолия Шелепова, все довольно неплохо, о чем губернатор две недели назад докладывал на сборе областной элиты в курганском драмтеатре. Так, в Зауралье в 2003 году отмечен рост объемов производства промышленной продукции на 2,5% и реального благосостояния населения на 15%. Кроме того, на 51% сократилось число организаций, имеющих задолженность по заработной плате.
Но работодатели, которых в комиссии представляет глава областного отделения РСПП Анатолий Чернов, настроены не так мажорно. По словам г-на Чернова, плюс в темпах роста промышленности не может служить основанием для положительной оценки ситуации. Кризис в области был более глубоким, чем в большинстве регионов РФ, а переход от спада к росту произошел значительно позднее. К тому же, темпы роста в 2003 году оказались ниже, чем у соседей, а это ведет к дальнейшему разрыву в темпах наращивания экономического потенциала. Число стабильных заводов осталось прежним, если не сказать, что их стало меньше. Слабость производств ограничила возможности выполнить обязательства по коллективным договорам и трехстороннему соглашению по социальному партнерству - например, в части своевременной выплаты зарплаты, охраны труда и т.д.
Как отметил Анатолий Чернов, Курганской области требуется глубокая модернизация систем управления предприятиями, обновление продукции, техники и технологии. Попытка реанимировать заводы в том виде, как они существовали при социализме, - бесперспективна. Необходима продуманная реструктуризация: где-то дробление производств и выделение их в самостоятельные бизнес-единицы, а где-то объединение на основе новых организационных форм в ФПГ, холдинги и пр. Эти действия должны сопровождаться инвестициями, иначе они теряют всякий смысл.
По словам г-на Чернова, директора готовы помогать власти, давая деньги на социальные нужды. Но просят учесть и их интересы в виде хоть небольшого снижения налоговых нагрузок. В связи с этим глава курганского «клуба директоров» намекнул, что неплохо было бы, например, вернуть льготы за создание новых рабочих мест. Они еще недавно работали, но затем были ликвидированы как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Лидер Федерации профсоюзов Курганской области Петр Назаров тоже уверен, что областные власти несколько поторопились с победными реляциями о том, что в Зауралье решены стратегические задачи подъема экономики. В регионе остается проблема роста безработицы, постоянного недофинансирования официально утвержденной программы занятости. По-прежнему критической выглядит ситуация на госпредприятиях вроде ФГУП «Курганприбор». Целые отрасли, как сфера культуры или АПК, не могут обеспечить зарплату даже на уровне прожиточного минимума.
Не отрицая некоторого прогресса, г-н Назаров особо подчеркнул, что на фоне перечисленных изъянов комиссия как площадка непрерывного диалога между властью, работодателями и профсоюзами просто обязана рассматривать более фундаментальные вопросы социально-экономического развития региона, нежели прежде. По сути, речь идет о том, чтобы повысить статус трехстороннего органа, наделив его правом накладывать свои резолюции на любые областные программы, затрагивающие социально-трудовые отношения.
Представители администрации дали понять, что готовы согласиться с тем, что областное правительство отныне будет вынуждено согласовывать многие свои решения с комиссией. Очевидно, того требует логика предвыборной консолидации, столь необходимой Олегу Богомолову для переизбрания на третий губернаторский срок.
REGIONS.RU