RU45
Погода

Сейчас+20°C

Сейчас в Кургане

Погода+20°

переменная облачность, дождь

ощущается как +20

2 м/c,

ю-з.

751мм 54%
Подробнее
USD 91,78
EUR 98,03
Дороги и транспорт Закон о такси интервью «Цена будет в десятки раз выше»: депутат гордумы Кургана высказался о новом законе для такси

«Цена будет в десятки раз выше»: депутат гордумы Кургана высказался о новом законе для такси

Спросили Алексея Маркина о том, сколько будут стоить поездки с осени и почему

Алексей Маркин целый день бесплатно возил пассажиров, чтобы проверить, как работают обновления в приложении для заказа

В Кургане, чтобы добраться из точки А в точку Б, есть четыре основных варианта: автобус (подождите), пешком (не сгорите), автомобиль (накопите) и такси. С последним до недавнего времени проблем не возникало, а гости из других регионов и вовсе приятно удивлялись низким ценам. Всё может измениться в миг: через полтора месяца — с 1 сентября — после долгих обсуждений в силу вступает новый ФЗ № 580 о такси.

Что грозит сервисам заказа (в Кургане находится головной офис одного из крупнейших), чего боятся водители и агрегаторы и выгодно ли будет ездить в булочную на такси? Об этом мы спросили депутата городской думы, Алексея Маркина, который работает директором по развитию сервиса заказа такси «Максим».

В новом законе в частности прописано, что все таксисты с личными авто, чтобы работать легально, должны оформить разрешение на деятельность такси, самозанятость (без регистрации ИП), ОСАГО для такси и каждый день проходить медосмотры и ТО машины, которая используется для поездок. Кроме того, регионы создадут три реестра: легализованных таксистов, сервисов заказа и самих машин. Все данные попадут в ГИС, оператором которой выступит Минтранс РФ. Агрегаторы смогут работать только с теми водителями, кто получил разрешения и «легализовался».

В последнее время жителям всё сложнее вызвать такси без повышения стоимости. Добавишь сто рублей — уедешь быстрее. Как это работает: водитель сидит и выбирает заявку и не едет, пока не посчитает ее выгодной?

— Увеличение цены дает увеличение радиуса. Стандартно устроено так: радиус назначения на заказ водителя — один километр. Когда пассажир увеличивает цену, то шаг в 20 рублей прибавляет один километр, увеличивает на 40 рублей — дополнительные два километра, и водители это видят.

Не знаю, как думают пассажиры... что водители собрались на парковке и смотрят: «Так, за 200 рублей не поеду, 350 — может быть. Подожду еще, может, увеличат»? С точки зрения водителя — нет, никто ничего не ждет, потому что ну не могут 1000 водителей одномоментно сговориться.

Так происходит, когда срабатывает повышенный коэффициент, когда не хватает водителей в районе. Мы находимся здесь на «Пушкинском», есть три водителя, а заказов, к примеру, поступило пять, и эти два заказа будут с повышенным коэффициентом. То есть нужно будет увеличить цены, чтобы водитель приехал из другого района.

Хотя, возможно, это со стороны выглядит по-другому... Люди пишут про это, но еще раз говорю: 1000 водителей одномоментно не могут договориться «давайте, ждем». Если даже брать статистику, когда была жара, заказов с повышенным коэффициентом у нас было гораздо больше, потому что водителей не хватало. Сейчас погода изменилась, и заказы уже по стандартным ценам.

Если человек хочет уехать в отдаленный район, то машину приходится искать очень долго или отказываться от поездки вовсе. Ваш водитель видит, куда ему ехать или нет?

— У нас водители видят. Если заказчик указывает адрес подачи и адрес окончания поездки, вся эта информация представлена в приложении такси, на котором работает водитель.

«Почему они не едут в дальние районы? Опасаются, что оттуда потом будет сложно уехать».

Допустим, в Карчевскую рощу уехал, а потом придется возвращаться, грубо говоря, порожняком.

Что будет 1 сентября для водителей, которые решат и дальше работать в такси?

— У водителя должно быть ОСАГО для такси, которое может до 10 раз превышать стоимость обычного полиса.

Второй немаловажный фактор — нужно проходить медицинское освидетельствование. Заказы, которые обрабатывает агрегатор, должны передавать только тем водителям, кто прошел медицинское освидетельствование. У нас в городе, да и вообще в стране водители не смогут пройти его, потому что инфраструктура городов просто не готова (таких пунктов не хватает, у них низкая пропускная способность, работают они только в дневное время).

Игроки рынка ждут дикого роста цен на перевозки, транспортного коллапса и гибели агрегаторов из-за вступления в силу нового закона

Допустим, у нас в городе есть порядка 1000 водителей, которые одномоментно приедут в медицинские учреждения. Очередь растянется на неделю, будет коллапс. То есть водитель не сможет выйти на линию, а мы как агрегатор не сможем передать ему заказ, если нет медзаключения, потому как это повлечет блокировку агрегатора такси.

Те, кто настроен возить пассажиров, будут это делать. Но будут делать это от бордюра, на остановках стоять, как раньше. Либо появятся внутридомовые чаты: «Кто, допустим, едет завтра в 07:00 из первого микрорайона или «Пушкинского»? У меня есть четыре места». Вот так это всё будет происходить. Легализации в таком случае не будет, водители вечерами снова поедут стоять к кафе, ресторанам.

«Однозначно инфраструктура не готова, чтобы начать соблюдать требования этого закона, который вступит в силу 1 сентября».

Вы общались с руководителями фракций в Госдуме. Есть понимание проблемы?

— Мы в Госдуме как раз обозначали проблемы, что у региональных министерств транспорта нет возможности обеспечить выполнение требований ФЗ № 580. Депутаты с этим соглашаются и готовы поддержать нашу инициативу (пока мы готовили интервью, стало известно, что депутаты смогут рассмотреть законопроект не раньше октября — Прим. ред.).

Основное предложение законопроекта — отодвинуть вступление в силу ряда положений закона №580, которые касаются самозанятых, на сентябрь 2024 года или даже 2025 года.

1 сентября все поведут детей в школу. Я хочу со своим ребенком вызвать такси. Что меня ждет как пассажира?

— Скорее всего, вы не уедете. В нашем городе, да и вообще в России порядка 98% водителей — это самозанятые. В Кургане, как и вообще в России, нет классических таксопарков с трудоустроенными водителями (это экономически невыгодно), но есть пункты аренды автомобиля. Самозанятый водитель без попадания в реестр перевозчиков не сможет выполнять заказ. Какая-то часть водителей легализуется, но их будут единицы. Если будут единицы водителей, то и цена на такси будет в десятки раз выше, чтобы соблюдать все требования закона. Уехать будет очень сложно. Будет как раньше: на такси — только на праздник.

Региональные власти это понимают?

— Мы встречались на региональном уровне. Курганская область нас поддержала во всем. Рассматривается предложение оттянуть вступление закона пока на год, там будем смотреть, насколько за этот год инфраструктура будет готова. Но я повторюсь, это только инициатива, а закон вступит в силу 1 сентября.

Мы проехали десятки субъектов, везде встречались на региональных уровнях. Все прекрасно понимают, что такие требования закона плачевны, но почему-то все чего-то ждут.

А если отсрочить на год, как вам это поможет?

— Будем стремиться, чтобы инфраструктура, которая необходима для легализации такси, создавалась. Это не наша работа. Это работа Министерства транспорта и региональных органов власти.

Здесь еще хочется сказать, что у нас странное понимание самозанятых. Если я еду и везу своего соседа бесплатно (нам с ним по пути), то мне не нужно соблюдать требования закона. А если взял с него 50 рублей, то я уже таксист, мне надо пройти медицинское освидетельствование. В таком случае нам надо вообще всех водителей утром прогонять через медосвидетельствование, потому что они такие же участники дорожного движения.

Поправки в закон, который вступит 1 сентября, в Госдуме будут рассматривать только в октябре

Что будут делать жители Курганской области: пересаживаться на автомобили, привыкать к автобусам или ходить пешком?

— Кто-то сможет дойти пешком по центру. Если нужно [добраться] из спального района, из Рябково в Энергетики, то люди не пойдут пешком. Они будут пересаживаться на общественный транспорт, на автобусы. Будут договариваться в домовых чатах, с соседями, чтобы доехать комфортно до работы или обратно.

Водители в «Яндексе» говорили, что собираются искать медика, чтобы он их осматривал.

— Медосмотр предусмотрен как предрейсовый, так и послерейсовый. Ты начал в 8 утра, должен перед сменой пройти осмотр и после 12-часовой смены. У «Яндекса» водителей в Кургане мало, они могут договориться. А у нас тысячи человек и десятки тысяч заказов — как они смогут пройти его? Такой поток водителей некуда будет направить.

«Максим» — сервис заказа такси. Компания была создана в Шадринске в 2003 году предпринимателями из Кургана Максимом Белоноговым и Олегом Шлепановым. Сейчас сервис работает в 500 городах России и за рубежом. В Кургане находится управляющая компания — ООО «Управление регионами».

Может, есть мобильные пункты: дунул в трубочку, измерил давление...

— Когда мы были в Иркутске, они сказали, что готовы пункты такие поставить, но тогда они должны быть в каждом доме, как водоматы. Я же из дома не поеду в «Рио», к примеру, проходить [осмотр], а потом ехать на заказ — это невыгодно. Никто из водителей не будет этого делать.

А пункты техосмотра у нас есть? В законе прописаны медосмотр и техосмотр.

Справка: по новому закону водители должны будут проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния автомобиля, используемого в качестве легкового такси.

— Да, если про медосмотр можно хоть как-то говорить, поставить аппарат, то что делать с техосмотром? С ним ситуация еще менее понятная. Были предложения проходить его по фотографиям автомобиля. А как я залезу в тормозную систему или рулевое управление? Никто не знает, как исполнять этот закон, но все говорят, что нужно это делать.

Статус депутата помогает решать вопросы?


— Депутат городской думы помогает заниматься благоустройством или вопросами ЖКХ. А федеральное законодательство — это только на уровне областной думы.

Если вы нарушите закон, что будет?

— В ФЗ предусмотрено то, что даже передача одного заказа нелегальному водителю влечет блокировку сайтов и мобильных приложений службы заказа такси. В Куртамыше или Варгашах передали заказ нелегальному водителю — вся страна может просто встать.

45.RU обратился в правительство Курганской области и в областную думу региона с вопросами о том, как регион участвует в подготовке к вступлению закона в силу. В департаменте информационной и внутренней политики нам пересказали нормы закона и ответили, что «департамент экономического развития региона разрабатывает необходимые нормативные правовые акты и осуществляет методическое сопровождение вводимого регулирования, а также консультирование при необходимости».— Обязанность по организации предрейсовых медицинских осмотров водителей легкового такси в соответствии с положениями ФЗ № 580-ФЗ возложена на перевозчиков легковых такси, — говорится в ответе.


В областной думе рассказали о своем обращении в депэкономразвития и добавили, что обсуждали ситуацию с руководством сервиса заказа такси «Максим» и при необходимости готовы организовать обсуждение вопросов практического исполнения ФЗ № 580.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем