Любой город нуждается в сохранении памяти о собственном прошлом, каким бы оно ни было. Именно поэтому на первый план сразу же выходят объекты культурного наследия, в идеале бережно охраняемые государством, да и самими жителями, что происходит далеко не всегда.
Памятники архитектуры и зодчества, старинные храмы, исторические скверы – все эти объекты чаще всего находят способ органично вписаться в городскую среду и продолжать свое немое существование. А вот кладбища и другие захоронения ожидает совершенно другая участь: в большинстве случаев их закрывают для того, чтобы потом ликвидировать, когда они встанут на пути нового микрорайона. Можно долго обсуждать этичность и необходимость таких решений, но не подлежит сомнению то, что отдавать некую дань памяти ушедшим предкам необходимо, а потому к таким объектам должно быть совершенно особенное отношение.
На перекрестке современных улиц Коли Мяготина и Пролетарской (в исторический период – на северной окраине города) в 1881 году было основано Троицкое кладбище, относящееся, соответственно, к приходу еще существовавшей тогда Троицкой церкви. Северо-западная его часть была выделена под места захоронения старообрядцев. В ХХ веке кладбище было ликвидировано, а на его месте выстроили новый жилой микрорайон (кстати, была выбрана одна из самых неудачных планировочных схем) с интересным названием «Темп». Сейчас этот ничем не примечательный район надежно спрятан в толще городской ткани по правую руку от Некрасовского путепровода, а вместе с ним и бывшее старообрядческое кладбище. В начале 2000-х годов на территории кладбища основан Старообрядческий сквер, о котором, однако, знает не так много горожан. Большинство же эту территорию никак не выделяют, считая обычным заброшенным околотком, коих во всем городе множество.
Меж тем здесь есть собственный идентификатор с самой пронзительной надписью из всех существующих – «Мир праху ушедших поколений». Это словно безмолвный клич, своебразный зов отчаяния о скоротечности времени и сожаление о том, чего потомки не смогли воздать своим предкам.
Кроме того, здесь можно наблюдать большую рощу из заброшенных и неухоженных деревьев, аккуратно собранные кучи различных представителей ТБО, радостно разбрасывамые ветром обратно, непролазную грязь и осыпающиеся бордюры. Мы уж не говорим об отсутствии сколь-нибудь внятного пешеходного пути к скверу: если бы не знать, так никто бы и не пришел сюда. Сквер, конечно, чистят, но совершенно не ухаживают, словно это какой-то общий двор в частном секторе. Это вот так мы чтим память людей, на чьих костях и чьими руками был выстроен этот город? А мы вообще умеем чтить память своих предков или вспоминаем о них лишь в День Победы? Иногда кажется, что мы не способны рефликсировать дальше устанавливаемых клише. Ужасное удручающее зрелище.
Для одних людей память о прошлом значительна, равно как и жизнь настоящая, другие стремятся сохранить и передать эти ценности будущим поколениям, а есть те, кто считает, что расширение дорожной сети и открытие торгово-развлекательных центров гораздо важнее, чем скромное памятное место где-то под боком у железной дороги.
Конечно, существует, например, тот же Городской Сад – так же бывшее кладбище, внешний вид и атмосфера которого очень контрастирует со Старообрядческим сквером, которому, очевидно, не слишком повезло с месторасположением. Горсад живет великолепной зеленой жизнью. Но многие ли понимают, что никому и никогда не добиться достойного качества городской среды без должного внимания к историческим объектам? Данная аксиома выглядит особо издевательски на фоне упорного старания городских властей влить побольше средств в статью расходов под названием «туризм». Лично я плохо осознаю, что подразумевается под этой статьей. Неужели есть какая-то ментальная дыра в жизни города, куда можно запихнуть 20 миллиардов рублей, и у нас сразу появится мифический «туризм»? Кажется, нет.
Вкладывая в промышленность, мы вкладываем в туризм, вкладывая в транспорт, мы вкладываем в туризм, вкладывая в социальную сферу, мы вкладываем в туризм, вкладывая в развитие городских территорий, мы тоже вкладываем в туризм. Но нельзя вложить средства в отдельную статью «туризм» и сиюминутно получить его. Не бывает так. До тех пор, пока большая часть исторических пространств Кургана пребывает в упадке, не видать нам ни одного туриста. До тех пор, пока некоторые объекты культурного наследия влачат такое убогое существование, доживая свой век, у города нет будущего. Старообрядческий сквер – лишь частный пример места, которое должно быть другим. Когда власть пытается обратить наше внимание на один конкретный момент нашей истории, предпочитая остальное считать уже безнадежно ушедшим, – это не более чем политическая профанация.
Этот сквер должен приобрести достойный облик, дабы им можно было гордиться, а не пытаться обойти, закрыв глаза.
Предыдущие записи автора:
Роман Овчинников.
Живет в Кургане. Урбанист, инженер, блогер, фотограф-любитель, музыкант и общественный деятель. Инициатор проекта «МойКурган». Закончил факультет транспортных систем КГУ.
Занимается исследованиями городской среды, краеведением, а также «зелеными» технологиями.
Блог.